Бизнес планирует сократить до 14% затрат при помощи беспилотных перевозок
Перевозчики сообщили об ускорении автономной доставки по М-11 между Москвой и Санкт-Петербургом, а также о сокращении издержек на комплектующие. В перспективе, после перехода на автономные перевозки без водителей-испытателей на дальние расстояния, компании рассчитывают сократить не только время перевозки, но и топливные расходы, а также снизить простои автопарков, перераспределив водителей с беспилотных на другие направления. Об этом говорится в обзоре "АвтоГрузЭкс", подготовленном совместно с ПЭК и NATCAR.
"За 2024 г. компании ускорили беспилотные перевозки по трассе М-11 между Москвой и Санкт-Петербургом на 8% год к году, до 11 часов", - сообщил Юрий Волков, исполнительный директор "АвтоГрузЭкс". Он пояснил, что это стало возможным после открытия Северного обхода Твери: срок доставки сократился, так как теперь водителю-испытателю не нужно проезжать часть маршрута в ручном режиме через этот регион.
"Кроме того, беспилотный грузовик доставляет отправление со скоростью 90 км/ч, что на 11% превышает среднюю скорость движения техники с водителем", - отметил Александр Дьяконов, директор по логистике компании ПЭК. В 2024 г. компания перешла на ежедневные беспилотные перевозки между Москвой и Санкт-Петербургом, нарастив их объем на 29%, до 12 тыс. куб. м грузов.
"Беспилотник самостоятельно рассчитывает оптимальную модель управления исходя из скорости движения, метеоусловий и других параметров, а также контролирует режим работы грузовиков, поэтому компаниям также удалось сократить максимум на 5% средний износ комплектующих год к году", — добавил он.
Сейчас модель беспилотных перевозок выглядит так: грузовик доставляет полуприцеп до федеральной трассы. Далее отправление забирает беспилотное ТС, а в конце магистрали — снова пилотируемый грузовик. На протяжении всего пути в кабине находится водитель-испытатель, который, согласно постановлению Правительства РФ №1849 "Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций", при возникновении нештатной ситуации должен взять управление в свои руки.
"Бизнес все активнее встраивает беспилотные перевозки в собственные модели, с учетом бизнес-процессов и приоритетов. Например, у цифрового логистического оператора NATCAR цепь поставок начинается в момент погрузки со склада и состоит из следующих этапов: доставка груженого полуприцепа классическим транспортным средством на "первой миле", затем беспилотная доставка по магистрали, после чего в точку выгрузки полуприцеп также доставляется классическим транспортом. Завершается цепь поставок разгрузкой на склад и распределением до конечных получателей", - рассказал Евгений Некрасов, первый заместитель генерального директора компании.
"На горизонте двух-трех лет повысить эффективность автономных перевозок поможет в первую очередь их масштабирование на другие направления", отметил Александр Дьяконов.
По данным Минтранса РФ, беспилотные перевозки по ЦКАД запустятся уже в этом году, после завершения подготовки цифрового двойника автодороги. Запуск автономной доставки по трассе М-12 планируется в 2026 году.
"Следующим этапом важно запустить поэтапную интеграцию беспилотных маршрутов в единый транспортный путь. Благодаря этому автономная техника сможет заезжать на трассы М-11 и М-12 напрямую с ЦКАД, без дополнительных перегрузок и перецепок. Такой подход позволит компаниям ускорить доставку между Москвой и Московской областью, Санкт-Петербургом, Владимиром, Нижним Новгородом, Казанью, Екатеринбургом и соседними городами. Кроме того, на маршруте, протяженностью более 1000 км бизнес сможет сократить издержки на топливо и комплектующие еще на 10-14%, в зависимости от направления", — подчеркнул Александр Дьяконов.
"Компании смогут перейти на полностью беспилотное движение без водителей-испытателей в перспективе пяти-семи лет", - прогнозирует Юрий Волков.
"Беспилотному грузовику без водителя не потребуется перерыв и отдых каждые 4,5 часа, что позволит существенно ускорить доставку, особенно на длительные расстояния, протяженностью более 700 км. Например, бизнес сможет сократить время перевозки из Москвы в Екатеринбург с двух до одного дня", — считает Евгений Некрасов.
Кроме того, после перехода на полностью беспилотное движение компании смогут достичь экономической эффективности, в первую очередь, благодаря экономии на ФОТ водителей, добавил он. Напомним, по данным платформы онлайн-рекрутинга HH.ru и ассоциации "АвтоГрузЭкс", за январь-ноябрь медианная зарплата этой категории сотрудников в России увеличилась на 47%, до 129 тыс. руб., и продолжает расти.
"Но главное — компании смогут сократить долю автопарка, который простаивает из-за нехватки водителей грузовиков. Москва — Санкт-Петербург и Москва — Казань входят в число наиболее востребованных направлений грузоперевозок, на которых работают порядка 30% водителей федеральных транспортных компаний, по данным ассоциации "АвтоГрузЭкс". После перехода на полностью беспилотные перевозки бизнес сможет перераспределить этих сотрудников на другие направления", - подчеркнул Юрий Волков.
Чтобы масштабировать беспилотные перевозки без ограничений, важно ускорить процесс разработки и вступления в силу единого федерального закона и подзаконных актов, регулирующих каждый этап этого процесса, включая обязанности производителей, операторов и других участников перевозки, порядок действий при наступлении ДТП и других нештатных ситуациях, оценку рисков причинения вреда жизни, здоровью и имуществу, отметил исполнительный директор "АвтоГрузЭкс". По предварительным данным, Минтранс РФ планирует представить проект первого федерального закона "О высокоавтоматизированных транспортных средствах (ВАТС)" в марте 2025 года.
Юрий Волков добавил, что при переходе на полностью беспилотные перевозки без участия водителей-испытателей особое внимание необходимо уделить регулированию вопросов, связанных с безопасностью движения.
На данный момент, согласно постановлению Правительства РФ №1849, "диспетчер высокоавтоматизированного ТС несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью участников ДТП в связи с недостатками при маршрутизации и диспетчеризации". В едином нормативном документе необходимо конкретизировать, какие действия могут повлечь ответственность диспетчера, а какие — владельца транспортного средства.
"Особое внимание важно уделить разработке документа, регулирующего сертификацию беспилотных транспортных средств, так как на данный момент его отсутствие может тормозить введение новых грузовиков в эксплуатацию", — отметил Евгений Некрасов.
Минтранс РФ уже разработал проект распоряжения "О внесении изменений в Концепцию обеспечения безопасности дорожного движения с участием беспилотных транспортных средств на автодорогах", который вводит базовые термины и классифицирует беспилотники по уровням автономности. "Обновленная концепция поможет в разработке сертификации ВАТС, поэтому важно ускорить ее рассмотрение и вступление в силу", — подытожил он.
![](/img/1/loader.gif)