ЦУМы на замену людям: digital автоматизирует промышленность
Центры управления и мониторинга (ЦУМ) – один главных инструментов операционного менеджмента современных предприятий, объединяющий в себе возможности сбора и аналитики данных на новом уровне скорости и глубины. В России рынок таких решений активно растет в реальном секторе, по ходу 2021 года он обещает показать рост в 15%.
Рынок: Россия и мир
Мировой рынок решений для центров управления и мониторинга по оценкам Transparency Market Research в 2020 году достигнет $29,2 млрд, а к 2030 году его объем вырастет до 58,2 млрд. Среднегодовой темп роста составит около 7%.
Цифры по рынку в России в 2020 году говорят о рынке в 7,1 млрд рублей с прогнозом роста на следующий год в 15%, а также среднегодовыми темпами в 9% до 2030 года. Динамика позволит направлению ЦУМ достичь уровня в 17,7 млрд рублей к этому сроку.
Accenture, Digital Leader и КРОК в рамках совместного исследования "Центр управления и мониторинга: новые технологии" опросили более 250 респондентов из 10 отраслей, в том числе ИТ, энергетики, металлургии, банковской сферы, а также государственного сектора.
Его результаты говорят о том, что главными факторами роста рынка ЦУМ в России станет стремление организаций к повышению операционной эффективности через рост уровня автономности принятия решений без участия человека.
Ключевую роль в этом процессе сыграют развитие Интернета вещей (IoT), больших данных (Big Data), вычислений на конечных устройствах (Edge Computing) и машинное обучение (ML) во всех индустриях и сферах бизнеса.
Анатомия центра
Цель работы любого ЦУМа – повысить эффективность бизнеса через оптимизацию качества управления. Для этого требуется не столько какая-то конкретная функция, сколько их сочетание и кумулятивный, синергетический эффект.
Традиционно в качестве базовых и ключевых компонентов ЦУМ выделяют аналитическую платформу, программную и аппаратную части, источники данных и средства визуализации. Важную роль также играют операционная модель устройства ЦУМа и персонал.
В целом инструменты ЦУМа дают возможность осуществлять контроль изменений, синхронизацию регламентных и экстренных работ через объединение разных источников данных. Такой подход не только снижает вероятность человеческой ошибки, но и открывает более широкие возможности для управления, управления авариями,
и коммуникациями.
"Долгое время ценность ЦУМ определялась стоимостью ошибки отрасли. Но сейчас появляются отрасли, где отсутствие ЦУМ приравнено к блэкауту бизнеса. Яркий пример – отрасли цифровых технологий, где человек просто не может "чувствовать" данные, в отличие от инженера, способного понять, что машина работает некорректно. Если для традиционных отраслей ЦУМ был способом делать быстрее и эффективнее, то для цифровых – просто делать", - поясняет Алексей Сидорин, комьюнити-менеджер Digital Leader.
Драйверы, цели и особенности развития
Эксперты единогласно отмечают роль работы с данными как в реальном режиме (real-time), так и с историческими накопленными массивами в развитии ЦУМов сегодня. Она позволяет принимать оперативные решения, а также проводить ретроспективный анализ инцидентов одновременно с прогнозированием трендов на базе предиктивной аналитики.
Растет и роль визуализации данных: более половины опрошенных экспертов заявили о количестве дашбордов в ЦУМ от нескольких десятков до нескольких сотен.
Дмитрий Шабанов, руководитель направления мультимедийных систем компании КРОК, в развитии современного рынка подчеркивает общую тенденцию к минимизации и упрощению в представлении данных, а также объединение функционала. Это выражается в том, что системы дашбордов настраиваются таким образом, чтобы полный контроль за работой нескольких систем на предприятии мог осуществлять один человек. "Однако не существует универсального способа их визуализации: часть компаний организовывает "совместные зоны" с видеостенами из нескольких экранов, часть создаёт "персональные зоны" и выводит дашборды на персональные экраны пользователей", - отмечает он.
Чем активнее развиваются цифровые технологии, тем больше задач ЦУМа уходит из физического пространства в виртуальное: современный ЦУМ в первую очередь представляет собой аналитическую систему для обработки и визуализации данных. Мобильность и децентрализация интерфейса при одновременной централизации данных – определяющий тренд развития современных ЦУМов.
Главные вызовы
Главным барьером в развитии ЦУМ на сегодня называется релевантность и качество источников данных. По мнению экспертов, его преодоление потребует от бизнеса масштабных инвестиций в технологии Digital Platforms, IoT и Data Governance.
Другое значимое препятствие лежит в области организационных изменений, которые влечет за собой каждый проект внедрения ЦУМ, что нередко сопровождается общим недостаточным уровнем культуры цифровизации в компаниях.
Что касается данных, то более 75% экспертов заявили об использовании 10 и более их источников в работе ЦУМ. Максимальное отмеченное количество источников достигает 250 единиц, минимальное – 3. В подавляющем большинстве случаев эксперты отметили, что общий объём данных ЦУМ не превышает 1 Тб.
По словам руководителя направления Intelligent Cloud & Infrastructure компании Accenture в России Евгения Филатова, отечественные реалии в этом направлении отличаются отсутствием унифицированного видения касательно функционала центров управления и мониторинга.
"Набор базовых функций ЦУМ тесно связан с отраслевой спецификой компании, в соответствии с которой осуществляется и его расширение. В России ЦУМы сегодня чаще всего востребованы в реальном секторе экономики, тогда как в "цифровых" отраслях (ИТ, банки, телеком) их развивают только крупные игроки. Это происходит несмотря на то, что бизнес компаний второй категории наиболее чувствителен к сбоям в работе таких центров", - поясняет он.
Парадоксально, но стоимость внедрения ЦУМ не является преградой для развития направления. Участники исследования поясняют, что экономический эффект от внедрения значительно перевешивает все издержки.
"Мы выстраиваем систему, которая позволит контролировать ход процесса из любой точки благодаря удаленному доступу и приложению для мобильных устройств. Это позволит нам не быть привязанными к рабочему месту и осуществлять управляющие воздействия из любой точки. 2020 год показал, что это необходимо", - рассказывает о своем опыте создания ЦУМ Олег Лактюшин, директор ИТ-департамента "Металлоинвест".
Наибольшая актуальность ЦУМ в реальных секторах экономики связана с исторической приемлемостью: на многих предприятиях центры управления "выросли" из операторских и диспетчерских пунктов. Также играет роль стремление предприятий отслеживать каждую производственную цепочку.
"В настоящее время центр управления для НЛМК – интегрированная в производственную деятельность система, которая направлена на контроль правильной работы механизмов и избежание их остановок", - комментирует развитие ЦУМ на своем предприятии вице-президент по управлению рисками группы компаний НЛМК Евгений Овчаров.
Будущее
Подавляющее большинство (70%) экспертов выражают уверенность в том, что развитие направления в целом будет происходить через уменьшение вовлечения людей в операционную деятельность ЦУМ. 30% из них также убеждены, что за такой динамикой будет стоять высокоразвитые в функциональном отношении ИИ-решения.
Второй главный вектор развития ЦУМов заключается в постоянном увеличении объема обрабатываемых данных в процессе работы и использовании сквозного мониторинга, который охватывает собой всю совокупность существующих процессов и их компонентов.
Так, 10% респондентов отметили значительное влияние "цифровых двойников" предприятия на работу ЦУМ в ближайшем будущем за счет способности таких решений проводить симуляционное моделирование и тестировать использование новых инструментов.
К примеру, сегодня данный подход реализуется при разработке физико-химические моделей для эмуляции оптимальных сценариев применения технологических новинок на сложных производствах в практике крупных предприятий.
78% экспертов из различных отраслей сообщили о применении предиктивной аналитики в функционале ЦУМ, остальные планируют внедрение этого функционала. 50% не сомневаются в положительных возможностях использования технологий 3D-визуализации.
"Вне зависимости от выбранных технологий и акцентов в развитии ЦУМ, успешность и эффективность подхода к реализации таких центров силами кросс-функциональной команды будет зависеть от синергии технологической экспертизы подрядчика, а также индустриальных компетенций и глубокого понимания внутренних бизнес-процессов заказчика", - заключает Евгений Филатов.
По его словам, сегодня существует два ключевых направления трансформации. Первое – это организация доступа из любой точки мира – все заинтересованные лица смогут использовать собранные и систематизированные большие данные в своих целях. Второе – это автоматизация реакции на события за счёт применения моделей машинного обучения и ИИ для принятия корректирующих воздействий без участия персонала.
Развитие по этому пути позволит ЦУМ стать механизмом, который сам управляет ситуацией, а не просто даёт информацию людям.