Интерес к цифровизации бизнеса вырос в полтора раза
За последний год на 43% увеличилось количество поисковых запросов, связанных с цифровой трансформацией бизнеса и конкретными инструментами цифровизации. Такие данные были получены в ходе анализа статистики запросов "Яндекса". Кроме того выросло количество запросов по конкретным брендам поставщиков платформ и программного обеспечения для цифровизации, что свидетельствует о существенном потенциале для роста данного сегмента.
Наибольший интерес к данной тематике был отмечен в марте-мае, когда большинство компаний были вынуждены перейти на удаленный режим работы. В эти месяцы число подобных запросов увеличилось в 2-3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Эксперты отмечают, что повышенный интерес к конкретным решениям в области цифровизации распределился неравномерно. Так, количество запросов, связанных с CRM-системами выросло лишь на 20%, в то время как технологии Robotic Process Automation (RPA) сейчас переживают настоящий "бум". В абсолютных числах количество запросов по RPA не так велико - в среднем около 13 тысяч в месяц, но это практически в 2 раза выше, чем годом ранее.
Среди других технологий, интерес к которым значительно вырос — системы электронного документооборота (СЭД).
По мнению экспертов, есть несколько причин, по которым интерес к цифровизации развивался так неравномерно.
"Во многих компаниях цифровизация начинается с бизнес-процессов, связанных с взаимодействием с клиентами. Поэтому к моменту пандемии CRM-системы уже были внедрены в значительном количестве компаний. А вот внутренние процессы оказались не оцифрованными и компании столкнулись с вызовами, связанными с быстрой перестройкой из-за пандемии", - поясняет Антон Ермаков, руководитель группы цифровых инициатив Comindware.
Другая причина заключается в том, что в период пандемии срок прогнозирования значительно сократился и рос спрос на цифровые решения, позволяющие быстро получить ощутимый результат, пусть и не столь значительный в масштабах всего бизнеса. В частности, поэтому рос спрос на СЭД и RPA – прикладные технологии, которые возможно относительно быстро интегрировать в общую систему.
Также повышенный интерес наблюдается не только к конкретным решениям, но и к перестройке всей модели управления бизнесом. Например, количество запросов по "цифровой трансформации" выросло в 2,5 раза.
По мнению Антона Ермакова, это связано с тем, что во многих компаниях уже существуют различные цифровые решения — CRM, ERP, автоматизированные решения в области HR – но они действуют автономно друг от друга и не связаны в рамках одной платформы. Это становится узким местом в системе, не позволяющим использовать преимущества цифровизации бизнес-процессов в полной мере.
В дальнейшем можно ожидать сохранение высокого интереса к тематике цифровизации и цифровой трансформации бизнеса. Как поясняют эксперты, в кризисной ситуации, связанной с пандемией, не возникло каких-то принципиально новых тенденций и решений, но скорость развития существующих трендов увеличилась и те проекты по цифровизации, что откладывались "до лучших времен", сейчас зачастую стали необходимыми для нормального функционирования бизнеса.