© ComNews
02.03.2016

До конца 2016 г. в России появятся смартфоны индийского производства с новой независимой операционной системой (ОС) Sailfish, разработанной финской компанией Jolla. Эта компания гораздо ближе к России, чем кажется: с декабря 2015 г. ее крупнейшим собственником является группа ЕСН Григория Березкина. Российские розничные сети осторожно проявляют интерес к смартфонам на Sailfish, однако пока не начали сотрудничать с индийским производителем. 

Первым в мире производителем мобильных телефонов, который решился установить новую ОС, стала индийская фирма Intex Technologies (India) Ltd. В конце прошлой недели Jolla и Intex представили новые смартфоны с ОС Sailfish на Mobile World Congress (MWC) в Барселоне. Кстати, именно на этом мероприятии был дан старт проекту Sailfish - правда, тогда эта ОС носила другое имя: MeeGo. В феврале 2010 г. о начале совместной разработки этой операционной системы на MWC объявили корпорации Nokia и Intel. Однако Nokia не справилась с задачей, и в 2012 г. разработка независимой мобильной ОС была выделена в компанию Jolla.

Сооснователь и председатель совета директоров Jolla (разработчик мобильной операционной системы Sailfish) Антти Саарнио (на фото слева) подчеркнул, что ОС Sailfish ориентирована на новый этап развития рынка мобильной связи, который связан с мобильным банкингом, e-commerce и Интернетом вещей. Sailfish является открытой платформой и, что важно, совместима с Android - иными словами, владельцам гаджетов с ОС Sailfish будут доступны все приложения в магазине приложений Google Play Market.

Новый LTE-смартфон Intex с ОС Sailfish получил название Aqua Fish. Директор (а по данным газеты The Times of India, и владелец) Intex Technologies (India) Ltd. Кешав Бансал (на фото справа) сообщил, что в его основе находится процессор Snapdragon американской корпорации Qualcomm. Он будет доступен на индийском рынке с апреля 2016 г., с розничной ценой, эквивалентной $120. Кешав Бансал добавил, что уже летом Intex начнет поставки смартфонов Aqua Fish в Африку, Центральную и Южную Америку. Отвечая на вопрос репортера ComNews о готовности Intex выйти на российский рынок, Кешав Бансал заявил, что смартфоны Aqua Fish появятся в России до конца 2016 г. (пока Intex находится на стадии поиска партнеров в РФ).

Российские розничные торговые сети пока не начали сотрудничать с Intex Technologies, однако проявляют интерес к смартфонам с ОС Sailfish. ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) пока не вело переговоры о сотрудничестве с Intex Technologies. "Однако как крупнейший операторский ритейл с почти 5 тыс. салонов в регионах России мы готовы рассматривать варианты взаимодействия, - говорит представитель пресс-службы МТС. - Нам интересны любые взаимовыгодные проекты с производителями абонентского оборудования". Он подчеркнул, что итоги продаж в 2015 г. показывают, что россияне активно приобретают устройства B-брендов, выбирая смартфоны по потребительским характеристикам и цене.

Как сообщила пресс-секретарь оператора Ольга Галушина, Tele2 не ведет переговоры с индийским производителем. Она напомнила, что в салонах связи Tele2 продаются смартфоны разных вендоров, но, прежде всего, востребованные и популярные среди пользователей модели.

"Предложение от производителя либо его представителя о продаже данного смартфона в "Связном" в нашу сеть не поступало", - говорит представитель федерального ритейлера Сергей Тихонов. Он пояснил, что для "Связного" важно предлагать клиентам максимально широкий выбор востребованных гаджетов, аксессуаров и услуг. "Чтобы принять решение о старте продаж конкретного бренда, нужно оценить характеристики гаджета и его особенности, а также предполагаемые цены в России, так как все это будет влиять на спрос", - уточнил он. Он затруднился оценить перспективы нового смартфона в России. Все будет зависеть от цены, позиционирования, инвестиций в продвижение и присутствия в крупных розничных сетях. "Пока этот смартфон для массового клиента является еще одним B-брендом на непривычной операционной системе", - добавил Сергей Тихонов.

Intex контролирует 10% индийского рынка мобильных телефонов. По данным Кешава Бансала, ежемесячно в Индии продается около 30 млн таких устройств (75% из них - дешевле $70), из которых на Intex приходится 3 млн штук (в том числе 1 млн смартфонов и 2 млн кнопочных аппаратов).

По словам Антти Саарнио, Jolla уже нашла и других производителей, которые будут устанавливать в смартфоны ОС Sailfish. Это первый в Африке производитель смартфонов Mi-Fone (штаб-квартира расположена на острове Маврикий, а завод - в Нигерии) и создатель модульных смартфонов Fairphone (Нидерланды).

Антти Саарнио объявил, что суммарные инвестиции Jolla уже превысили $70 млн, при этом компания "четыре или пять раз оставалась без средств к существованию". "В декабре 2015 г. мы получили новый раунд финансирования", - добавил он. В беседе с репортером ComNews Антти Саарнио уточнил, что основным источником декабрьского финансирования стала российская Группа ЕСН. Она стала после этого крупнейшим акционером Jolla. Представитель Группы ЕСН Ирина Есипенко подтвердила эту информацию, добавив, что структура сделки была сложной, и она включала опционы. Наряду с Группой ЕСН, у Jolla есть частные акционеры из Китая, Гонконга и Европы.

Напомним, интерес к операционной системе Sailfish проявляет и министр связи РФ Николай Никифоров. Год назад руководители Jolla представили Sailfish на заседании рабочей группы по клиентским операционным системам при экспертном совете Минкомсвязи России по развитию ИТ-отрасли. Они обсудили вопросы потенциального сотрудничества, включая возможность применения ОС Sailfish в государственном и частном секторах. В мае 2015 г. министр провел рабочую встречу с руководством Sailfish Holding. "Считаем необходимым создание на базе открытой ОС альтернативы существующим закрытым или закрывающимся мобильным платформам. Готовы обеспечить поддержку со своей стороны и уверены, что наши партнеры к нам присоединятся", - подчеркнул Николай Никифоров, говоря об объединении усилий стран БРИКС для создания конкурентоспособной экосистемы ПО.

В октябре 2015 г. Sailfish Holding участвовал в ИТ-форуме, который состоялся в рамках первой в истории встречи ИКТ-министров стран БРИКС.