© ComNews
29.01.2016

ПАО "Мобильные ТелеСистемы" хочет сделать систему управления региональными филиалами более централизованной. Пока филиалы находятся под управлением семи макрорегионов, а в будущем, как ожидается, их заменят четыре кластера. Оптимизация может затронуть 1-1,5% сотрудников макрорегиональных филиалов. Аналитики считают, что повышение административной эффективности - это тренд для большинства компаний, которые хотят снизить издержки.

МТС планирует изменить систему управления региональными филиалами, а не расформировывать их, рассказал пресс-секретарь компании Дмитрий Солодовников. Пока региональные филиалы оператора входят в семь макрорегионов, центры управления которыми располагаются в столицах федеральных округов. Новая модель управления предполагает создание четырех кластеров. В каждый из них войдут экономически похожие региональные филиалы. Соответственно, вместо семи директоров географических макрорегионов появится четыре руководителя кластеров в Москве.

Их задача - формировать стратегию для регионов каждого кластера, координировать вопросы бюджетирования, маркетинга, приоритетов в строительстве и развитии и т.д. Все операционные и коммерческие вопросы (продажи, обслуживание сети и т.д.) останутся в зоне ответственности регионального менеджмента. "МТС, с одной стороны, усиливает роль и ответственность региональных команд за бизнес, а с другой - повышает ответственность корпоративного центра за вверенные ему регионы", - пояснил Дмитрий Солодовников.

Кам отмечается в сообщении МТС, новая модель управления регионами повысит эффективность компании и улучшит финансовые показатели. Теперь менеджменту кластера не придется управлять регионами, которые разительно отличаются друг от друга и требуют разных подходов к ведению бизнеса.

Оператор заявил, что о сокращении персонала речь не идет, однако "некоторая оптимизация возможна". Она связана с избыточными позициями, которые могут возникнуть в результате реорганизации и автоматизации бизнес-процессов. "Например, нам не надо будет в каждом регионе держать отдельного маркетолога или рекламщика, потому что функции маркетинга и рекламы будут централизованы в соответствующем экономическом кластере", - пояснил представитель МТС. Оптимизация может затронуть лишь 1-1,5% штатной численности макрорегиональных филиалов. Как отметил Дмитрий Солодовников, вопрос о том, станут ли директора географических макрорегионов руководителями кластеров, пока решается.

По словам аналитика ИК "Премьер" Сергея Ильина, повышение административной эффективности - это общий тренд для большинства компаний, не только операторов связи.

Сергей Ильин считает, что в действиях МТС есть логика. Когда регионы с разными экономическими показателями объединяются в одну структуру, имеют единый маркетинг и направления развития, то оператор в некоторых регионах оказывается в невыгодном положении перед конкурентами, которые более узко позиционируют услуги.

На взгляд аналитика ГК "Финам" Тимура Нигматуллина, стремление к "централизации" связано не столько с оптимизацией бизнес-процессов, сколько с попыткой взять под контроль слишком быстро растущие издержки, в том числе на оплату труда. "В условиях усиления конкуренции - например, из-за активного развития Tele2 - и перехода домохозяйств на "сберегательное" потребление, компания имеет очень мало возможностей для повышения выручки. Основным фактором, стимулирующим продажи, сейчас становится цена, а для ее максимального снижения не избежать сокращения издержек", - отметил он.

"Сложно сказать, насколько изменение нынешней модели позволит снизить издержки или повысить эффективность управления, но, безусловно, логика в этих действиях есть, - рассуждает Сергей Ильин. - В целом тренды на рынке связи скорее негативные, поэтому вряд ли будет заметен выраженный эффект на уровне финансового результата, но определенную поддержку марже группы это может оказать".

Реформу структуры управления в 2015 г. провели многие крупные российские компании в сфере связи. В начале 2015 г. реорганизацию начало ПАО "Ростелеком". Основу новой структуры компании составили три сегмента: B2С (услуги для частных клиентов), B2B/B2G (услуги для корпоративных и государственных заказчиков) и B2O (услуги для операторов). Руководство тремя ключевыми бизнес-направлениями взяла на себя старший вице-президент по управлению бизнесом "Ростелекома" Лариса Ткачук (см. новость ComNews от 6 марта 2015 г.). В сентябре 2015 г. совет директоров "Ростелекома" сократил состав правления для повышения оперативности управления бизнесом. Вместо 14 человек, из которых он состоял ранее, в него вошло всего шесть топ-менеджеров (см. новость ComNews от 22 сентября 2015 г.).

Осенью структуру управления поменял Tele2. Коммерческая дирекция оператора разделилась на три самостоятельных подразделения (по маркетингу и развитию продукта, по продажам и развитию массового сегмента, по развитию корпоративного бизнеса), каждое из которых возглавил отдельный руководитель (см. новость ComNews от 18 сентября 2015 г.).

Реорганизация коснулась и ПАО "ВымпелКом": с 1 июня 2015 г. вместо трех подразделений "ВымпелКома" в европейской части России ("Москва", "Северо-Запад" и "Центр") заработали два укрупненных ("Большая Москва" и "Запад"). Позже оператор объединил Приволжский и Уральский регионы (18 филиалов) в один Волжско-Уральский регион, а 15 филиалов в Сибири и на Дальнем Востоке - в Восточный регион.

Кроме того, ЗАО "Компания ТрансТелеКом" (ТТК) оптимизировало структуру управления, упразднив дирекции (см. новость ComNews от 19 января 2016 г.).