Эва Доу
12.01.2016

Замедление роста китайской экономики в сочетании с неустойчивостью национального фондового рынка заставляют инвесторов пересмотреть свое отношение к Xiaomi.

"В условиях ослабления экономики многие стартапы должны выбирать более осторожную стратегию экспансии", – рассуждает Николь Пен, аналитик из Canalys. По словам информированных источников, Xiaomi не смогла выполнить план по продаже в 2015 г. 80 млн смартфонов.

В 2014 г. Xiaomi стала одним из лидеров китайского рынка смартфонов, сделав ставку на увеличение продаж за счет расширения клиентской базы. Такая стратегия более характерна для интернет-компаний, чем для поставщиков аппаратных средств. Основатель и гендиректор Xiaomi Лэй Цзюнь использовал такие средства, как клубы поклонников Xiaomi и продажи по схеме "сделки дня". Смартфоны, напрямую конкурировавшие с iPhone, продавались в несколько раз дешевле, Лэй мирился с сокращением маржи, надеясь компенсировать потери благодаря последующей массовой продаже сервисов. В результате продажи смартфонов Xiaomi за 2014 г. утроились, достигнув 61 млн шт. Инвесторы были в восторге. В декабре компания в ходе очередного раунда финансирования привлекла $1,1 млрд, что соответствовало оценке стоимости в $46 млрд – на тот момент даже знаменитый стартап Uber Technologies не мог похвастать такой оценкой (впоследствии Uber вновь стал лидером по этому показателю).

Но смартфоны Xiaomi, когда-то почти мгновенно распродававшиеся небольшими партиями в ходе "сделок дня", теперь стали повсеместно доступными. По мнению аналитиков, это свидетельствует о замедлении роста спроса. Кроме того, ухудшение конъюнктуры на китайском рынке смартфонов выявило ряд слабых мест в бизнесе Xiaomi. Компания стала уступать рыночную долю более зрелым конкурентам вроде Huawei Technologies, располагающим более солидной финансовой и технологической базой. Huawei выпустила новую линейку дорогих смартфонов, ориентированных на работу в интернете, и, по данным Canalys, в III квартале 2015 г. потеснила Xiaomi с позиции ведущего китайского производителя смартфонов. За год Huawei удалось продать более 100 млн мобильных устройств и усилить свои позиции за рубежом. Аналитики уверены, что Xiaomi слишком трудно конкурировать в Китае с компанией, обладающей такими технологическими наработками и таким мощным брендом, как у Huawei.

Представитель Xiaomi отказалась комментировать рыночную оценку компании, заявив только, что за прошедший год конкуренция на китайском рынке "невероятно обострилась" и что годовые продажи Xiaomi "примерно соответствовали ожиданиям".

Одним из слабых мест Xiaomi является зависимость от сторонних поставщиков дорогих чипов для мобильной связи – в отличие от Huawei или Samsung эта компания сама не производит таких чипов. Зарубежный бизнес Xiaomi пока также развивается медленно – в 2014 г. на него приходилось 7%, к концу сентября 2015 г. показатель вырос до 8%. Кроме того, у Xiaomi сравнительно беден портфель патентов. Многие популярные модели Xiaomi базируются на чипах MediaTek, между тем около года назад суд Дели запретит Xiaomi продавать в Индии смартфоны, не использующие чипы Qualcomm. Этот запрет до сих пор остается в силе. Следует отметить также снижение средней продажной цены моделей Xiaomi со $160 в прошлом году до $122, при том что на китайском рынке смартфонов в целом наблюдается противоположная тенденция.