Кабели обживают речное дно
Подмосковная компания РДВ (г.Люберцы), реализующая проекты по строительству магистральных волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) в руслах рек, намерена осваивать новые реки в регионах, граничащих с Подмосковьем. В дальнейшем компания хочет прокладывать ВОЛС в руслах сибирских рек. Один из проектов РДВ - ВОЛС, построенная в руслах нескольких рек столичного региона, включая Москву-реку, - уже год с успехом эксплуатируется различными операторами связи.
Об этом репортеру ComNews сообщил генеральный директор ООО "РДВ" Денис Радзюкевич.
В 2011 г. РДВ вынесло проект по прокладыванию ВОЛС вдоль русла рек на рассмотрение Комиссии при президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России. "На комиссии была представлена идея, которую никто не реализовывал в том варианте, который был предложен РДВ", - рассказывает Денис Радзюкевич. По его словам, зарубежный опыт строительства вдоль русла реки есть, но в том случае использовалось буксирное судно с тяговым усилием 30 тонн. "Такое судно физически невозможно разместить в реке Москве или Оке. Судно РДВ имеет тягу 12 тонн, его можно перевозить железнодорожным транспортом или на автомобильной платформе. Однако, чтобы обеспечить при такой тяге эффективное создание траншеи в любом грунте, пришлось разрабатывать рабочие агрегаты с нуля", - отметил он.
Тем не менее, по словам Дениса Радзюкевича, представленный на комиссии проект в формате идеи был принят положительно, хотя и были сомнения в реализации задуманного. "Важно то, что у властей не было принципиальных возражений против проведения такого эксперимента", - отметил он.
В 2013 г. компания построила в руслах нескольких рек московского региона магистраль протяженностью около 150 км, чтобы тестировать новую технологию и технологические процессы. Для этого применялось собственное речное буксирно-транспортное судно "Леонид", созданное специально для данного эксперимента. Его конструкцию разработал сам Денис Радзюкевич, а построено оно было в Турции на базе морского буксира.
Позже компания опробовала в различных типах грунтов четыре разных прототипа рабочих органов, которые прокладывают траншею для кабеля. Причем РДВ использует абсолютно другую технологию, не похожую на морские аналоги. В результате эксперимента компания выбрала универсальную установку, которая отвечает всем необходимым требованиям при строительстве и осуществляет прокладку кабеля по руслам рек. Установка является ноу-хау компании и создана по чертежам коллектива РДВ.
На сегодняшний день сеть построена в различных реках, в том числе в Москве-реке, Пехорке, Пахре, а также Оке, где встречаются более твердые грунты.
В течение одного календарного года после строительства сеть не эксплуатировалась. Специалисты вели наблюдения за рабочей способностью сети, устойчивостью к различным повреждениям и вандализму. "Наибольшие повреждения были зафиксированы в несудоходных реках и являлись актами вандализма. После корректировок в технологическом процессе строительства нам удалось свести их к нулю, - говорит он. - А в судоходных реках за два года количество повреждений судами равно двум, по одному случаю в год".
В то же время для подводных кабелей существенную угрозу могут представлять дноуглубительные машины, вне зависимости от юридического статуса проложенной подводной трассы. "Из практических наблюдений можно с уверенностью сказать, что кабели в обычном грунте или в отводе дорог подвержены повреждениям больше, чем подводные", - отметил он.
Компания уже затратила на проект примерно $4 млн. По словам Дениса Радзюкевича, это были собственные средства РДВ, так как привлечь инвестирование в проект сложно.
Уже в течение целого года магистраль эксплуатируют клиенты РДВ - как в сегменте B2C и B2B, так и в B2O. В их числе около 100 юридических лиц, а также семь-восемь операторов местного уровня. Компания ведет переговоры и с новыми клиентами, которые хотят использовать подводные ВОЛС. "Рост клиентов на магистрали зависит от ее географического охвата. Подводная ВОЛС позволяет оператору любого уровня быстро расширить географию своей сети, если вблизи есть река", - пояснил он. При строительстве РДВ учитывает, что подавляющее большинство крупных, средних и мелких населенных пунктов расположены рядом с водой, и для каждого города или деревни найдется свой оператор, которому понадобится ВОЛС.
"Мы продолжаем собирать различную информацию от наших клиентов - провайдеров секторов B2C, B2B, B2O, чтобы понять, как работает сеть", - говорит Денис Радзюкевич. Кроме того, для сравнительного анализа РДВ построило несколько магистралей в телефонной канализации (по маршрутам г.Люберцы - г.Котельники - г.Дзержинский; г.Люберцы - п.Томилино - п.Красково). "Эти маршруты используются теми же операторами, что и подводный кабель. Наши наблюдения показали, что угроз повреждения кабеля в телефонной канализации больше, чем в подводной среде. Их соотношение равняется 1 к 4 - в особенности на трассах протяженностью от 50-60 км", - пояснил он.
В целом, по словам Дениса Радзюкевича, способ прокладывания ВОЛС в руслах рек помогает компании - строителю кабелей решить проблемы, с которыми сталкиваются те, кто прокладывает кабель под землей: достаточно большое количество собственников земли, с которыми надо договариваться, обилие различных коммуникаций, автомобильных дорог и железнодорожных путей. "Все эти факторы влияют на себестоимость строительства. Строительство собственной сети ВОЛС под землей между городами и населенными пунктами - дело очень затратное и предельно медленное, если учитывать надлежащее законодательное оформление такой сети", - подчеркнул он.
Другие операторы, работающие в Москве и Подмосковье, прокладывают кабели разными способами, в том числе проводят ВОЛС через реки.
"Ростелеком", который обладает разветвленной магистральной сетью, осуществляет прокладку кабелей в основном по грунту, максимально удаленно от русла рек. "Однако ввиду географических особенностей того или иного региона иногда приходится прокладывать кабель через реки. Этот метод - вынужденная мера: он применяется в том случае, когда невозможно проложить кабели связи другим способом. В московском регионе существует 15 кабельных речных переходов, которые проходят через Москву-реку, канал им. Москвы, Оку, Клязьму и другие реки", - отметил представитель ПАО "Ростелеком".
Оператор обслуживает подводный кабель с использованием речного буксира "Шилово" и водолазной группы. Чтобы ВОЛС стабильно функционировала, надо регулярно проверять глубину залегания кабеля как в руслах судоходных рек, так и на береговых участках, выявлять размытость почв и т.п. "Для уменьшения издержек на обслуживание кабелей "Ростелеком" в московском регионе при проведении ремонтно-предупредительных работ на подводных кабелях использует только собственную штатную водолазную группу", - отметил сотрудник оператора.
Пресс-секретарь ПАО "МегаФон" Алия Бекетова сообщила ComNews, что вопрос улучшения оптоволоконных линий интересен всем операторам связи в Москве, и, безусловно, операторы рассматривают разные возможности. Например, прокладка ВОЛС по руслу реки - это возможность обойти участки, где имеются сложности с собственником земли. "Тем не менее участие в проекте по использованию кабеля в русле реки на текущий момент мы не рассматриваем", - сказала она.
Базовой инфраструктурой для развития магистрали ЗАО "Компания ТрансТелеКом" (ТТК) являются железные дороги: кабель подвешивается на опорах контактной сети вдоль железнодорожного полотна. "Строительство ВОЛС вне железнодорожной полосы наша компания ведет крайне редко, технология прокладки кабелей в руслах рек в настоящее время для нас не очень актуальна", - сообщил ComNews представитель пресс-службы ТТК.
Проектом по прокладыванию кабелей вдоль русел сибирских рек занимается ООО "Северное волокно". Как ранее сообщал ComNews, эта компания искала возможность создать экспериментальный участок для прокладки кабеля по руслу реки, чтобы собрать практическую информацию, статистику аварийности и возможностей эксплуатации ВОК (см. новость ComNews от 30 марта 2015 г.). Как отмечал генеральный директор "Северного волокна" Андрей Обухов, в условиях бездорожья на востоке и севере Западной Сибири прокладка волоконно-оптического кабеля (ВОК) в руслах рек крайне актуальна, но затруднена из-за законодательных ограничений. Однако компания столкнулась с тем, что на законодательном уровне нет ни прямого запрета, ни прямого разрешения на прокладку кабелей в русле реки.
"Мы отложили реализацию проекта строительства подводной ВОЛС на 2016 г.", - пояснил вчера Андрей Обухов. По его словам, в 2015 г. его компания реализует проект развития ВОЛС и сетей ШПД в труднодоступных малочисленных населенных пунктах Ханты-Мансийского автономного округа с использованием инфраструктуры магистральных газопроводов.
-
30.03.2015Кабелям не дают опуститься на дно