© ComNews
30.06.2015

Рост средних цен на мобильные телефоны, смартфоны и планшеты привел к снижению продаж этих гаджетов в России на 10% в I квартале 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Тем временем на российском рынке усиливают позиции китайские производители смартфонов, доля которых приблизилась к 45%.

Таковы результаты исследования российского рынка продаж мобильных телефонов, смартфонов и планшетов, проведенного компанией J’son & Partners Consulting.

Если в I кв. 2014 г. продажи мобильных терминалов в России выросли на 7%, то за первые месяцы 2015 г. этот показатель упал. Несмотря на это, рынок продаж именно смартфонов в России вырос - на 5% в I кв. 2015 г. (в I кв. 2014 г. он вырос на 65%). Таким образом, темпы роста рынка смартфонов упали в 13 раз по сравнению с прошлым годом. Продажи планшетов за январь-март упали на 17%.

Аналитики отмечают, что на снижение продаж мобильных терминалов повлияла их стоимость. Например, средняя розничная цена смартфона в течение 2013-2014 гг. продолжала снижаться. Однако в I кв. 2015 г. средняя розничная стоимость выросла на 9% по сравнению с аналогичным показателем годичной давности. Доля смартфонов в продажах всех мобильных телефонов за I кв. 2015 г. не увеличилась и составила 67%, как и в IV кв. 2014 г.

По словам руководителя направления по взаимодействию со СМИ ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) Дмитрия Солодовникова, в I кв. 2015 г. рынок впервые показал отрицательный прирост - продажи упали на 1,8% в годовом выражении, до 5,5 млн устройств. Однако компания наблюдает серьезную трансформацию рынка смартфонов на фоне снижения общего объема продаж. Например, растет спрос на бюджетные LTE-устройства. Представитель МТС связывает это с широким распространением LTE-сетей.

Пресс-секретарь ПАО "ВымпелКом" Анна Айбашева отметила, что по итогам I кв. 2015 г. оператор фиксирует небольшое снижение среднемесячных продаж телефонов на один офис - порядка 8% год к году. "В целом по рынку мы видим, что в апреле 2015 г. - год к году - продажи смартфонов упали на 12% в штуках и на 2% в денежном выражении, что говорит о снижении покупательной способности населения в условиях непростой экономической ситуации", - говорит она. При этом в общих продажах телефонов на рынке смартфоны, напротив, увеличили долю.

По словам пресс-секретаря ПАО "МегаФон" Алии Бекетовой, спад продаж смартфонов на российском рынке в I кв. 2015 г. был вызван не только ростом розничных цен, но и ажиотажными закупками в декабре 2014 г. "При этом в салонах "МегаФона" продажи в штуках в бюджетном сегменте существенно выросли. Смартфоны и планшеты ценой менее 5 тыс. руб. составляли половину всех продаж. В I кв. 2015 г. в топах продаж были ZTE, MegaFon Fablet и Fly", - добавила она. "МегаФон" ожидает во II кв. этого года оживление рынка вследствие стабилизации курса рубля, а также из-за того, что на фоне конкурентной борьбы цены на мобильные устройства снизились.

По данным ритейлера "Связной", в I кв. 2015 г. рынок смартфонов в России сократился на 7% в натуральном выражении и сохранился на уровне прошлого года в денежном обороте. Всего в нашей стране реализовано 4,7 млн смартфонов на 45 млрд руб. "Причиной сокращения рынка в I кв. относительно января-марта 2014 г. стал ажиотаж в сегменте электроники в конце 2014 г.", - подчеркнул представитель федерального ритейлера Сергей Тихонов.

Рост цен на гаджеты повлиял на увеличение средней стоимости смартфона, согласен он. По его словам, средний чек на смартфон в январе-марте 2014 г. составлял 8900 руб. "За год этот показатель вырос на 8% и составил 9600 руб. за I кв. 2015 г.", - отметил Сергей Тихонов.

В январе-марте 2015 г. В-бренды на российском рынке впервые обогнали А-бренды по объему продаж смартфонов, заняв 53% рынка в натуральном выражении (годом ранее - 43%). В рублях аналогичный показатель вырос до 29% против 22% годом ранее. "Если весь рынок смартфонов в целом сократился, то снижение объемов продаж не коснулось B-брендов", - подчеркнул он.

По данным ритейлера "Евросеть", рынок продаж мобильных гаджетов в I кв. 2015 г. (год к году) упал на 14% в штуках, но вырос на 4% в рублях. Причем продажи обычных мобильных телефонов снизились на 29% в штуках и на 26% в рублях, а продажи смартфонов упали на 3% в штуках и выросли на 8% в рублях.

По оценкам консультанта J’son & Partners Consulting Алексея Тыркова, во II кв. 2015 г. снижение суммарных продаж мобильных телефонов и смартфонов будет усиливаться. "В сложившейся ситуации производители, ориентированные на бюджетный сегмент, чувствуют себя более комфортно", - считает он.

Из исследования J’son & Partners Consulting следует, что в условиях кризиса, когда фактор цены становится более значимым, китайские производители занимают на рынке продаж мобильных терминалов все более заметное положение. Доля "китайфонов" активно росла в России в 2012-2014 гг., и в I кв. 2015 г. она приблизилась к 45%. По мнению аналитиков, в дальнейшем китайские производители продолжат наращивать свою долю на российском рынке.

По данным "Евросети", такие китайские бренды, как Lenovo, Huawei, ZTE, Meizu и Xiaomi, занимают незначительную долю как на рынке мобильных терминалов, так и на рынке смартфонов. Например, на общем рынке мобильных гаджетов в I кв. 2015 г. доля Lenovo в штуках составила 5% (в I кв. 2014 г. - 2%). В сегменте смартфонов доля Lenovo в штуках - 8% (3% годом ранее), ZTE - 3% (1%).