Елизавета Серьгина
Олег Сальманов
07.05.2015

В прошлом году "Мегафон" подключил через собственный ритейл почти 12,8 млн новых абонентов, или 37% от всех подключений, написано в годовом отчете оператора. Исходя из этих цифр можно вычислить показатель оттока абонентской базы, который оператор не раскрывает.

Всего в 2014 г. "Мегафон" подключил около 34,6 млн новых абонентов, следует из опубликованных цифр. При этом, по данным компании AC&M Consulting, за 2014 г. его абонентская база выросла на 2,036 млн пользователей. Таким образом, отток в сети "Мегафона" с учетом возможного разброса из-за округления данных, приведенных в его отчетности, мог составить 32–33,2 млн sim-карт, или 44,3–46% от абонентской базы за год. Эту цифру подтверждает источник в партнере нескольких сотовых операторов. Представитель "Мегафона" Татьяна Зверева говорит, что компания не согласна с расчетами "Ведомостей", но показатель оттока не раскрывает. Источник в "Мегафоне" утверждает, что он намного ниже.

Рассчитанный "Ведомостями" показатель оттока "Мегафона" выше, чем у МТС, у которой он по итогам 2014 г., по словам ее представителя Дмитрия Солодовникова, составил 41,1%. При этом он ниже, чем у "Вымпелкома", в отчетности которого за IV квартал указана цифра годового оттока в 63%.

Зверева говорит, что в IV квартале показатель оттока "Мегафона" сильно упал и в целом он ниже, "чем в среднем по рынку". "При этом отток есть у всех операторов и его процент на российском рынке в целом выше, чем в Европе", – напоминает Зверева. У "Мегафона" постоянно растет число преданных пользователей, говорит она, тех, кто пользуется услугами оператора более года. Для повышения лояльности пользователей оператор постоянно улучшает качество сети, развивает LTE, предлагает абонентам оптимальные тарифы и высокий сервис обслуживания, настаивает Зверева.

При самом низком показателе оттока среди "большой тройки" у МТС самая большая абонентская база, радуется Солодовников. Высокой лояльности оператор добивается за счет высокого качества обслуживания, а также благодаря активному строительству сетей, повышению скоростей мобильного интернета, жестким мерам по борьбе с мобильным мошенничеством и доступным ценам на связь, утверждает Солодовников.

У "Вымпелкома" в абонентской базе исторически был наибольший процент мигрантов среди конкурентов, а эта категория абонентов характеризуется высоким оттоком, замечает пресс-секретарь компании Анна Айбашева. Однако в 2014 г. оператор занимался оздоровлением абонентской базы за счет роста доли пакетных тарифов и снижения наиболее волатильной части мигрантского сегмента: в результате по итогам прошлого года абонентская база "Вымпелкома" выросла, а показатель оттока снизился на 10 п. п., радуется Айбашева.

В течение многих лет по показателю оттока лучше "большой тройки" была Tele2, в прошлом году объединившая свои сети с мобильными активами "Ростелекома" в "Т2 РТК холдинг". Годовой отток СП не рассчитывало, а у компаний "Tele2 Россия" без учета присоединенных активов "Ростелекома" этот показатель составил бы 30,32%, говорит представитель "Т2 РТК холдинга" Константин Прокшин. По его словам, низкий уровень оттока связан с тем, что компания не занимается распространением бесплатных sim-карт и дольше остальных операторов использует схему разделения доходов при работе с дилерами.

Управляющий партнер AC&M Consulting Михаил Алексеев говорит, что разница в показателях оттока у операторов объясняется тем, что одни практикуют продажу стартовых пакетов (когда sim-карта стоит меньше, чем начальный баланс на ней), а другие от нее отказываются. МТС старается отказываться от этой практики, говорит он, и ее показатели лучше, чем у других.