Валерий Кодачигов
07.04.2015

Мэр Москвы Сергей Собянин уточнил позицию городских властей по поводу демонтажа воздушных линий связи – проводов, протянутых между домами, – в письме на имя руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игоря Артемьева.

Об этом "Ведомостям" рассказали сотрудник одного из московских операторов связи и сотрудник ФАС. Письмо Собянина получено, подтвердила замначальника управления контроля транспорта и связи ФАС Елена Заева. В нем мэр, в частности, заверил, что московские власти, занимаясь благоустройством города, будут строго придерживаться законодательства и не станут демонтировать воздушные линии связи без согласия провайдеров, рассказывает она. Принудительная ликвидация ждет только бесхозные кабели, добавляет Заева. ФАС удовлетворена такой позицией московских властей, утверждает она: "Если провайдер не захочет снимать воздушную линию, она останется на месте".

В декабре 2014 г. Москва объявила конкурсы на проектно-изыскательские работы по благоустройству улиц. ФГУП "Российские сети вещания и оповещения" (РСВО) попросило ФАС проверить их условия, поскольку среди прочего они предполагали, что победитель должен будет спроектировать перенос воздушных линий в подземную канализацию. ФАС направила запросы организаторам конкурсов – ГКУ по капитальному ремонту многоквартирных домов и ГКУ "Дирекция капитального ремонта". Те заверили ФАС, что ликвидировать кабели, не получив от операторов технических условий их переноса под землю, не планируется. Поэтому возбуждать антимонопольное дело по жалобе РСВО служба не стала.

РСВО еще не видела ответ мэра Москвы на обращение ФАС, передал "Ведомостям" гендиректор предприятия Вячеслав Иванюк. "Если в письме действительно указано, что без согласия операторов их воздушные линии не будут демонтироваться, то мы рады, что наше обращение стало катализатором и помогло разрешить ситуацию", – говорит он. Иванюк надеется, что позиция Собянина будет доведена до подразделений правительства Москвы в кратчайшие сроки.

Дело в том, что у департамента информационных технологий (ДИТ) Москвы позиция несколько иная и она отчасти противоречит позиции мэра Москвы, объясняет представитель РСВО. Она надеется, что теперь, после ответа Собянина, все московские органы власти, включая ДИТ, "приведут свои текущие и перспективные планы в соответствие с установками, изложенными в данном письме".

ДИТ поддерживает перенос воздушных линий под землю, говорит его представитель Елена Новикова, но в долгосрочной перспективе. Кабели, провисшие между зданиями, портят облик города и могут представлять опасность для жителей, объясняет она. Но наводить порядок нужно в диалоге с операторами и с учетом экономической ситуации, считает она. При этом у операторов должна быть альтернатива и одна из задач ДИТа – обеспечить недискриминационный доступ к кабельной канализации, говорит Новикова.

Гендиректор "Искрателекома" Алхас Мирзабеков рад, что московские власти не планируют демонтировать воздушные линии связи. Видимо, московские и федеральные чиновники осознали, что масштабное строительство подземной канализации, которым должен был бы сопровождаться перенос линий под землю, в условиях кризиса оказалось бы крайне обременительным и для операторов, и для городского бюджета, говорит он. Отказ от идеи демонтажа "воздушек" снимает огромную нагрузку с компаний связи, особенно небольших, уверен Мирзабеков.

Представитель группы компаний "Акадо" Денис Рычка не знает о письме Собянина Артемьеву, но считает, что это хороший сигнал операторам: это позволит решать задачи по благоустройству города в рабочем порядке и обеспечит бесперебойность оказания услуг. Закон "О связи" предписывает переносить сооружения связи за счет инициаторов этого переноса, напоминает он. Единственно возможным вариантом решения проблемы, возникающей при переносе их законно размещенных линий связи под землю, была бы компенсация операторам их затрат, полагает представитель "Мегафона". Главное – чтобы все городские службы и организации понимали, что без согласия операторов демонтировать линии связи нельзя, отмечает представитель "Вымпелкома" Анна Айбашева.