© ComNews
30.03.2015

В мае в Саранске (Мордовия) начнет работать завод "Оптиковолоконные системы" - первое российское предприятие, освоившее выпуск оптического волокна. На первом этапе производство отечественного оптоволокна будет организовано на основе импортной заготовки. По объемам производства завод планирует занять около 30% российского рынка оптоволокна. Игроки отрасли опасаются, что новое предприятие может оказаться экономически неэффективным, а влияние административного ресурса может привести к высоким ценам на оптоволокно и нечестной конкуренции.

О предстоящем запуске завода рассказал генеральный директор ЗАО "Оптиковолоконные системы" Андрей Николаев, выступая на VI Международной конференции "Transport Networks Russia 2015 - Развитие телекоммуникационных транспортных сетей в России и СНГ", организованной ComNews Conferences.

"Наш проект - это шестая попытка создать подобное производство в России. На сегодняшний момент завод построен, оборудование смонтировано. Заканчивается монтаж инженерных систем. В мае начнутся пусконаладочные работы, завод начнет производить первое оптическое волокно вначале в виде тестовых образцов", - сказал Николаев.

У предприятия уже есть договоренности с российскими кабельными заводами о производстве опытных партий кабелей на основе отечественного оптоволокна. Кроме того, завод уже договорился с ОАО "Ростелеком" об использовании оператором пробных партий оптоволокна. С их помощью компания будет строить тестовые участки сети, чтобы оценить продукцию и, возможно, согласовать ее применение.

Поначалу завод будет производить оптоволокно, используя в качестве основы заготовку японской фирмы Sumitomo (из заготовки тянут волокно). "На мой взгляд, японская заготовка - это большое достижение в этом проекте: у нас есть технологический партнер. Это говорит о том, что по качественным характеристикам мы будем получать конкурентоспособный продукт", - отметил Андрей Николаев.

Он напомнил, что Китай, создавая национальное производство оптоволокна, тоже шел этим путем. Предприятия вначале создавали производство по вытяжке волокна из японских и американских заготовок. Позже, через несколько лет, освоив вытяжку и получая из нее качественный продукт, китайские компании перешли к полностью собственному производству оптоволокна. По словам Николаева, в Китае с 2014 г. действуют антидемпинговые пошлины в размере 17-50% на импортное оптическое волокно. Таким образом, государство стимулировало развитие промышленности, и это позволило Китаю выйти на большие объемы производства этой продукции.

Андрей Николаев объяснил, что российский проект тоже получит административную поддержку. Она реализована в виде поручений по импортозамещению, которые дал зампред правительства Аркадий Дворкович. Николаев напомнил, что при производстве волоконно-оптического кабеля требуется около 14 разных компонентов, которые не производятся в России. При ввозе они имеют таможенную ставку от 2% до 15%. "Это создает предпосылки для пересмотра всей экономики отрасли", - отметил Николаев, подчеркнув, что административный ресурс нужен, в том числе, чтобы снизить пошлины на импортированные компоненты.

Как ранее сообщала газета "Известия", Минпромторг решил включить в программу импортозамещения оптоволокно. Совместно с "Роснано" министерство предложило обнулить на два года ставки ввозных таможенных пошлин на импортные компоненты, из которых производится оптоволокно. Правительственная подкомиссия по таможенно-тарифному регулированию одобрила эту инициативу, теперь вопрос обсуждается членами Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Директор по сопровождению проектов в органах власти "Роснано" Тимур Котляр говорил, что прежде всего предлагается включить в рамках ЕЭК таможенный режим "переработка для внутреннего потребления" в отношении импортных компонентов для производства оптоволокна. Он позволит растаможивать эти составляющие по таможенной ставке готовой конечной продукции, то есть по нулевой.

На Transport Networks Russia 2015 игроки рынка заявили, что всецело выступают за импортозамещение и производство российской продукции внутри страны, но критически относятся к такой административной поддержке отечественного производителя.

Председатель совета директоров ЗАО "ПТМ-Телеком" Алексей Иванов выразил опасения, что если будет включен административный ресурс и если правительство будет требовать перейти на отечественное волокно, то российские кабельные заводы встанут через два-три месяца, потому что предприятие в Саранске не сможет обеспечить всей потребности заводов в оптоволокне. Иванов также опасается, что в таком случае кабельным заводам придется стоять в очередях за оптоволокном, а цены на материал будут высокими.

"У нас нет задачи занять 100% рынка и запретить все остальное, - ответил Андрей Николаев. - Мы будем конкурировать, прежде всего, технически. Наши объемы производства позволят обеспечить оптоволокном около 30% российского рынка".

Однако, по словам Иванова, если российское предприятие не будет выходить со своей продукцией и технологиями на мировой рынок, то проект "выстрелит мимо". С ним согласился и президент ООО "Миннова" Ваагн Мартиросян. По его словам, китайские компании так активно развиваются, потому что они ориентированы не только на китайский, но и на международный рынок. "Используя административный ресурс, лоббируя частные интересы, российское производство практически получит выигрыш, но стратегически проиграет. Отрасль проиграет", - подчеркнул он, добавив, что импортозамещение должно быть умным.

Со своей стороны, технический директор ООО "Корнинг СНГ" (представляет американского производителя оптоволокна Corning Incorporated в России) Сергей Акопов отметил, что административный ресурс может негативно повлиять на конкуренцию на рынке оптоволокна. "До сих пор действовало пять-шесть зарубежных поставщиков оптического волокна на российский рынок, и между ними была конкуренция, в том числе ценовая. Сейчас, если административный ресурс действительно будет работать, мы можем получить одного поставщика - Sumitomo. Получается, что вы выделяете одного производителя на фоне пяти других. Я за российское производство, но надо конкурировать честно", - подчеркнул он.

Алексей Иванов также задал участникам круглого стола на Transport Networks Russia 2015 вопрос, почему в России задумались о производстве отечественного оптоволокна только сейчас, а не раньше. Сергей Акопов добавил, что для настоящей импортонезависимости начинать надо с производства самих компонентов для оптоволокна в России. Он также напомнил, что в стране до сих пор не изготавливается нужных для этого производства химических веществ, хотя такие попытки предпринимались.

Алексей Иванов обеспокоен тем, что цены на российское оптоволокно могут оказаться выше, чем на зарубежное. "Готовы ли операторы дороже платить за отечественное волокно, когда есть другие варианты?" - спросил он представителей операторов, присутствовавших в зале. Как выяснилось, операторы, скорее, не будут так делать.

"Я думаю, что посмотреть на отечественное оптоволокно стоит. Но попробуем мы его года через три", - ответил генеральный директор ООО "Милеком" Алексей Клушин.

"Я только за отечественного производителя, но основополагающим при выборе будет, конечно, цена", - сказал генеральный директор ООО "Северное волокно" Андрей Обухов. "Если цена российского производителя выше, чем западных, которые выпускают проверенное оптоволокно, используемое в России на протяжении многих лет, то решиться на покупку российского продукта будет сложно", - говорит он.

Потребность российского рынка в оптоволокне составляет 6 млн км в год, что составляет 1,87% от мировой потребности (мировая потребность в оптоволокне - 320 млн км в год). По словам Андрея Николаева, в 2011 г. кабельные заводы потребляли 7,5 млн км оптоволокна, в 2013 г. - 4 млн км, в 2014 г. - 5-6 млн км. При этом производственные мощности кабельных заводов рассчитаны на 10-13 млн км оптоволокна.

В начале 2015 г. производители волоконно-оптического кабеля отметили сокращение заказов от компаний-операторов на фоне снижения строительной активности и повышения цены на оптическое волокно с ростом курса доллара (см. новость ComNews от 19 января 2015 г.).

Статьи по теме