Дарья Тросникова
02.03.2015

МТС изменила схему владения своей украинской "дочкой": если раньше она напрямую принадлежала российскому ОАО "МТС", то теперь 100% ее акций принадлежит нидерландской Preludium B.V., а та, в свою очередь, – люксембургской Allegretto Holding, которой уже владеет МТС, говорится в сообщении компании.

Директор по связям с общественностью МТС Елена Кохановская пояснила, что это сделано для расширения возможности привлечения инвестиций в "МТС-Украину". По ее словам, сейчас ведутся переговоры с несколькими партнерами. От более подробных комментариев она отказалась. Даже если инвестор не будет найден, владение "МТС-Украиной" через голландскую компанию сокращает акционерные риски, замечает близкий к МТС источник.

О возможной продаже части "МТС-Украины" "Ведомостям" рассказывали российские и украинские предприниматели еще в октябре 2014 г. По их словам, к мыслям о продаже части украинского бизнеса оператора подтолкнула сложная политическая обстановка в стране. Из-за конфликта Украины и России у местных властей регулярно возникают вопросы к российским владельцам. Так, украинская Национальная комиссия по госрегулированию в сфере связи и информатизации (НКРСИ) в прошлом году собиралась даже запретить компаниям, более 50% которых принадлежат российским акционерам, участвовать в конкурсе на частоты третьего поколения (3G). Правда, в итоге НКРСИ не стала этого делать.

Однако риск работы российских компаний на территории Украины все равно сохраняется – власти страны могут в любой момент передумать, поэтому подстраховка МТС не помешает, считает аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин.

Источник в МТС объяснял ранее поиски западного партнера именно желанием разделить с ним бремя инвестиций в лицензии и сети 3G. В конце февраля 2015 г. "МТС-Украина" выиграла в ходе аукциона лицензию 3G. За свой лот компания заплатила 2,72 млрд гривен ($97 млн). Использование этих лицензий сопряжено с целым рядом затрат. Для начала операторам придется провести конверсию частот (перевод военного оборудования на другие частоты). Суммарные расходы на конверсию всех трех операторов НКРСИ оценивает в 1,6 млрд гривен (5,57 млрд руб.).

Также операторам придется инвестировать в строительство 3G сетей на территории Украины. По условиям тендера его победители должны будут в течение 18 месяцев начать предоставлять услуги 3G во всех областных центрах Украины, а в течение шести лет – во всех населенных пунктах, где проживает более 10 000 жителей. Правда, оператор начал готовиться к этому заранее. За последние три года "МТС-Украина" вложила в подготовку сетей к внедрению 3G более $500 млн, что поможет ей сэкономить на строительстве, говорил представитель оператора Дмитрий Солодовников. Гендиректор "МТС-Украины" Иван Золочевский заявлял, что для запуска сети 3G необходимо вложить еще примерно $600 млн (более 3 млрд руб.), из них $200–250 млн будет направлено на замену базовых станций.

Версия, что "МТС-Украине" не хватает денег, чтобы построить 3G-сеть в стране, кажется Либину неправдоподобной. В крайнем случае на строительство можно будет выделить часть рублевых активов холдинга. Скорее всего, компания хочет снизить возможные риски, но не очень понятно, кто сейчас заинтересуется бизнесом на Украине, замечает он.

С ним соглашается аналитик "Уралсиба" Константин Белов: бизнес на Украине действительно сопряжен сейчас с большими рисками. Один из способов оградить себя от них – продать долю бизнеса. С одной стороны, "МТС-Украина" – хороший актив: по доле рынка, по рентабельности, по выручке, говорит Белов. Сейчас его справедливая стоимость – примерно 20–25 млрд гривен, подсчитал Либин. Но в стране проблемы с экономикой, что несколько портит его привлекательность, добавляет Белов. Неопределенность ситуации, как экономической, так и политической, омрачает картину и если сложности возникнут, то с новой структурой собственности МТС будет проще найти решение проблемы, отмечает он.