Телефоны теряют доход
В 2014 г. выручка всех российских операторов от услуг фиксированной телефонии по сравнению с 2013 г. снизилась на 7% до 171,4 млрд руб., следует из отчета iKS-Consulting. Годом ранее падение составило 5%, отмечает аналитик iKS-Consulting Елена Фролова.
Сильнее всего в 2014 г. упала выручка от зоновой связи — на 14,7% до 21,8 млрд руб., доходы от дальней связи сократились меньше, на 13%, а выручка от местной связи, составляющая основную долю доходов от фиксированной телефонии (74%), снизилась на 4,6%. В 2013 г. больше снижались доходы дальней связи — на 16,6%. Выручка от услуг зоновой связи сократилась тогда на 9,6%, местной — на 1,1%.
Стоимость зоновых звонков сейчас практически сравнялась с тарифами сотовых операторов на звонки внутри регионов, говорит Фролова, а доходы от зоновой связи падают пропорционально сокращению зонового трафика. Дело в том, что операторы, в первую очередь "Ростелеком", не повышают тарифы на зоновую связь, в отличие, например, от тарифов на местные звонки, говорит она. Операторы не хотят терять исходящий трафик со своих фиксированных сетей на сети мобильных операторов, объясняет Фролова. По ее словам, 75% выручки от услуг зоновой связи приходится именно на звонки со стационарных телефонов на сотовые.
В фиксированном бизнесе сильнее всего падает трафик и доходы от зоновой и дальней связи, согласен с выводами iKS-Consulting сотрудник одного из операторов. Это связано с оттоком абонентов и миграцией трафика в сотовые сети, где общение внутри сети зачастую не тарифицируется вовсе, объясняет он.
По данным iKS-Consulting, 60% выручки от услуг фиксированной телефонии приходится на "Ростелеком", 15% — на МТС и ее "дочку" МГТС, 5% — на "Вымпелком". IKS-Consulting учитывает доходы операторов без дополнительных услуг фиксированной связи (таких как услуга определения номера и т. д.), следует из ее отчета.
За первые девять месяцев 2014 г. доходы "Ростелекома" от услуг зоновой связи по сравнению с тем же периодом 2013 г. снизились на 14% до 12,9 млрд руб., следует из отчета компании. "Ростелеком" действительно не спешит поднимать тарифы на зоновую связь, чтобы не допустить каннибализации зонового трафика мобильными операторами, соглашается с Фроловой представитель "Ростелекома" Валерий Костарев. Но изменение тарифов зависит не только от планов "Ростелекома" — их максимальный уровень устанавливает государство, отмечает он. "Ростелеком" многие годы не повышал стоимости зоновых и междугородных звонков, а тарифы на местные соединения росли ниже уровня инфляции: в 2014 г. для большинства абонентов они вообще не менялись, продолжает Костарев. В 2015 г. оператор поднял тарифы на международную связь, поскольку ему приходится рассчитываться с зарубежными операторами в валюте, а весной возможна индексация тарифов на местную телефонную связь, добавляет он.
МГТС в последние годы удается сохранять выручку и "телефонную" абонентскую базу как в корпоративном сегменте, так и на массовом рынке от падения, говорит ее представитель Татьяна Мартьянова. В корпоративном сегменте мобильная связь не может стать полной альтернативой фиксированной телефонии, отмечает она. Выручка всей группы МТС от фиксированной телефонии в регионах падает, рассказывает ее представитель. Но МТС удается компенсировать выпадающие доходы и существенно не повышать тарифы на проводную телефонию за продажи ее на современных сетях, построенных по технологиям GPON и FTTB, в пакете с другими услугами: широкополосного доступа (ШПД) в интернет и платного телевидения, добавляет он.
Ядро пользователей фиксированной связи составляют крупные корпоративные клиенты, у многих из них, например у call-центров, с ней непосредственно связан бизнес, говорит представитель "Вымпелкома" Анна Айбашева. По ее словам, в 2014 г. выручка "Вымпелкома" от услуг фиксированной телефонии в рублях росла — это во многом обусловлено тем, что часть контрактов с корпоративными клиентами у оператора в валюте. При этом клиентам, договоры с которыми зафиксированы в валюте, "Вымпелком" обычно предлагает фиксацию курса или переход на рублевые контракты, уточняет она. Переток голосового трафика в IP-телефонию и интернет-приложения, конечно, имеет место, но в корпоративном сегменте это менее заметно, отмечает Айбашева.