Ажиотаж вокруг электроники спадает
Интерес российских интернет-пользователей к покупке электроники и бытовой техники в январе 2015 г. заметно снизился по сравнению с прошлым годом. В то же время цены на товары ощутимо выросли - в некоторых категориях они поднялись на 40-50% с октября прошлого года. Крупные ритейлеры отмечают разнонаправленные тенденции.
Снижение интереса российских интернет-пользователей к покупке электроники в январе 2015 г. и рост цен на товары в интернет-магазинах отмечены в исследовании компании "Яндекс", основанном на статистике сервиса "Яндекс.Маркет".
В последний квартал 2014 г. пользователи сервиса совершали на 7-8% больше переходов в интернет-магазины, чем в конце 2013 г. В то же время в январе 2015 г. количество переходов снизилось по сравнению с январем 2014 г. на 8%.
В отдельных категориях товаров спрос изменился еще сильнее. Так, интерес к электронике - компьютерам, мобильным телефонам, планшетам, ноутбукам - уже в декабре 2014 г. был меньше, чем годом ранее. Основной покупательский спрос пришелся не на электронику, а на крупную бытовую технику и телевизоры.
По итогам января произошло новое падение спроса. Востребованность мобильных телефонов на "Яндекс.Маркете" снизилась на 21% по сравнению с январем 2014 г., планшетов - на 44%, ноутбуков и электронных книг - на 42%. Игровым приставкам удалось удержать популярность почти на прежнем уровне: спад в этом сегменте составил только 4%.
"Уже со второй недели ноября спрос на электронику у ритейлеров значительно вырос во всех каналах продаж сверх сезонного из-за резкой девальвации рубля, желания клиентов купить гаджеты до их подорожания, а зачастую - за счет желания вложить рублевые сбережения", - отмечает руководитель пресс-службы ГК "Связной" Мария Заикина. По ее словам, в декабре ажиотаж был еще выше - рост продаж по ряду категорий достигал 100-120%.
"В результате после 20 декабря в магазинах наблюдался дефицит товаров. Он усугубился активными покупками вплоть до последних дней года. В результате в январь 2015 г. ритейлеры вошли с низким уровнем достаточности товара, - рассказывает Мария Заикина. - Только в середине января розничные сети стали получать новые крупные партии". Такая картина легко объясняет сокращение ассортимента самых востребованных категорий товаров - смартфонов, планшетов, фототехники, отмечает собеседник ComNews.
Цены на импортную электронику в салонах "Связного" к январю 2015 г. выросли на 30-50% по сравнению с октябрем-ноябрем 2014 г. из-за влияния кросс-курсов валют.
Снижение интереса покупателей к электронике в январе 2015 г. Мария Заикина объясняет тремя основными факторами. Первый из них - недостаточность товара, повлиявшая на отсутствие тех или иных наименований гаджетов. Второй - значительный рост цен. Наконец, часть январского спроса уже реализована в декабре.
"В любом случае на рынке электроники спрос в январе традиционно ниже декабрьского - это сезонное явление. Делать прогнозы по трендам года на основе январских продаж не слишком релевантно", - заключает представитель "Связного".
У других игроков рынка, опрошенных ComNews, наблюдались разнонаправленные тенденции. Объем продаж интернет-ритейлера "Юлмарт" по итогам января вырос примерно на 5%, говорит коммерческий директор компании Олег Пчельников. Наибольший рост продаж показали товары повседневного спроса и продукция для детей. Меньшими темпами растут продажи цифровой (+12%) и бытовой техники (+12%). Небольшой спад демонстрирует только компьютерная техника.
"По сравнению с октябрем 2014 г. цифровая техника подорожала в среднем на 30%, - подчеркнул Олег Пчельников. - Компьютерная техника, более чувствительная к изменениям курса доллара, выросла в цене примерно на 50%".
"Мы снижения спроса не наблюдаем - напротив, растем на 50% в сравнении с продажами начала 2014 г.", - говорит руководитель общественных связей и внутренних коммуникаций онлайн-ритейлера Ozon Мария Назамутдинова. Среди лидирующих категорий она называет товары для детей, товары для дома и электронику. В последнем сегменте растут продажи смартфонов, планшетов и мелкой бытовой техники.
Покупательский интерес к интернет-магазину ГК "Евросеть" в январе сохранился на уровне прошлого года, в то же время у него улучшилась конверсия, рассказывает директор управления интернет-коммерции и корпоративных продаж "Евросети" Илья Адамский. "Мы это связываем скорее с нашими собственными действиями, а не с рыночными тенденциями, - объяснил он. - При сопоставимом количестве посещений изменился состав пользователей, он стал более качественным. Наибольшим спросом у нас по-прежнему пользуются сотовые телефоны, смартфоны и планшеты".
На уровне экспертной позиции оценка "Яндекса", отражающая в январе 2015 г. снижение переходов на 8%, кажется Илье Адамскому близкой к действительности. "Но не очень корректно рассматривать онлайн-площадку крупнейшего федерального ритейлера в сравнении со всеми продавцами на "Яндекс.Маркете". Мы в январе снижения не наблюдали", - резюмировал менеджер.