Дорогие и желанные
Менее чем за три месяца, с 29 сентября по 21 декабря 2014 г., сотовые телефоны в России подорожали примерно на 6%. Это следует из отчета "Яндекса", основанного на данных сервиса "Яндекс.Маркет".
При этом цены на телефоны самых популярных по количеству просмотров на "Яндекс.Маркете" брендов выросли значительно сильнее. IPhone от Apple подорожали примерно на 22%, аппараты Samsung — чуть более чем на 15%, Sony — примерно на 14%, Nokia — более чем на 12%. При составлении отчета "Яндекс" рассматривал только модели разных брендов, попадающие в топ-500, в подавляющем большинстве случаев это смартфоны, отмечает представитель компании Элина Ставиская. Если брать все модели, рейтинг может выглядеть по-другому, объясняет она.
Данные "Яндекс.Маркета" о том, какими телефонами больше всего интересуются российские пользователи интернет-магазинов, коррелируют со статистикой продаж смартфонов, которые приводит розничная сеть МТС. В III квартале 2014 г. первое место по продажам в России в натуральном выражении заняли смартфоны Samsung (20% всего рынка смартфонов), а второе — Nokia (10,5%), далее следуют Apple и Sony (8,7 и 6,1%). При этом по итогам III квартала 2014 г. на рынке мобильных устройств доля простых телефонов, предназначенных для звонков и отправки sms, упала до 38,4% — годом ранее она составляла 52,3%, говорит представитель МТС Дмитрий Солодовников.
Но интерес интернет-пользователей к телефонным брендам и статистика продаж совпадают не полностью. Например, четвертое место по количеству запросов на "Яндекс.Маркете" занимает Lenovo, выступающая на рынке смартфонов как нишевый бренд (B-бренд). В то же время, по данным МТС, Lenovo не входит в первую пятерку поставщиков смартфонов в Россию (обычных телефонов Lenovo при этом не выпускает). В III квартале 2014 г. она заняла в штуках 5,3% рынка, следует из отчета оператора.
Сотовые ритейлеры не согласны с данными "Яндекс.Маркета". В целом с момента начала роста курса валют цены на телефоны и смартфоны как ведущих мировых производителей, так и B-брендов увеличились на 15-20%, говорит представитель "Связного" Сергей Тихонов. Выделилась лишь Apple, стоимость устройств которой выросла с осени на 35%. В большинстве своем производители не торопятся значительно повышать цены, рассказывает Тихонов. Например, Samsung в конце ноября снизил стоимость на ряд своих флагманских моделей, в частности на Galaxy S5, приводит он пример. При этом увеличение цен на B-бренды менее ощутимо. Ведь при цене устройства, например, 2000 руб. повышение на 20% увеличивает ее только на 400 руб., заключает Тихонов.
"Евросеть" тоже считает, что рейтинг по ценообразованию от "Яндекс.Маркета" не может быть релевантным — на торговой площадке работает огромное число нелегальных игроков, выставляющих цены хаотично, уверен директор департамента закупок "Евросети" Алексей Широков. В целом цены на легальном рынке за последние месяцы выросли на 10-60%, наибольшим спросом пользуются Samsung, Fly и Apple, передал он "Ведомостям". Отсутствие брендов второй линии в исследовании "Яндекс.Маркета" объясняется тем, что покупатель в онлайне чаще выбирает модели A-брендов, считает Широков. A-бренды обладают историей и сложившейся репутацией, покупатель выбирает их часто эмоционально, их продажи превалируют в онлайне, объясняет Широков. В офлайне же люди часто выбирают B-бренды, уверен Широков.