LTE для ритейлера доходнее
В октябре 2014 г. на смартфоны, поддерживающие LTE, пришлось чуть более 52% российской выручки от продажи умных телефонов: еще в сентябре эта доля составляла 42,3%, а год назад — 23,8%.
Такие данные приводит представитель МТС Дмитрий Солодовников. Они совпадают с оценками представителей "Евросети" и "М.видео": доля продаж LTE-смартфонов составила в денежном выражении в октябре 52%, в сентябре — 42%. Всего же за 10 месяцев 2014 г. аппараты LTE заняли в российских продажах смартфонов в денежном выражении 37% (за тот же период 2013 г. — 19,5%), добавляет представитель "М.видео" Антон Пантелеев.
По количеству продаж LTE-смартфоны пока сильно отстают от обычных умных телефонов. По данным МТС и "Евросети", в октябре 2014 г. около 20% проданных смартфонов в России поддерживали LTE. Годом ранее их доля составляла 9,3%, отмечает Солодовников.
В розничной сети МТС доля выручки от продаж LTE-смартфонов ниже, чем в среднем по рынку, — в октябре 2014 г. она составляла 39,6%, говорит Солодовников. Но зато растет она быстрее — за год эта доля выросла в 3,5 раза. В штуках доля смартфонов с поддержкой четвертого поколения в продажах салонов МТС с октября 2013 г. по октябрь 2014 г. выросла с 4 до 15,8%, утверждает он. LTE-смартфоны в розничной сети МТС покупают активнее из-за того, что стоят они там дешевле, считает Солодовников. По его словам, средняя цена LTE-смартфона, проданного в салонах МТС, составила в октябре 17 600 руб. против 24 900 руб. в среднем по рынку.
Всего в России в III квартале 2014 г. было продано LTE-смартфонов и планшетов на 23 млрд руб., при этом 80% этой выручки приходится на смартфоны, дает оценку представитель "Мегафона" Алия Бекетова. За первые девять месяцев 2014 г. в рознице "Мегафона" было продано в 4,5 раза больше LTE-смартфонов, чем за тот же период 2013 г., добавляет она.
По словам Пантелеева, смартфоны с поддержкой LTE в октябре принесли "М.видео" больше доходов, чем в среднем по рынку, — 57% от продаж всех умных телефонов, а в сентябре эта доля была еще выше — 60,5%.
Пантелеев, Солодовников и представитель "Вымпелкома" Анна Айбашева связывают резкий рост доли смартфонов с LTE в продажах с выходом на российский рынок iPhone 6 и 6 Plus от Apple (официально их начали продавать в России 26 сентября 2014 г.). В июне — ноябре 2014 г. в выручке розничной сети "Вымпелкома" доля LTE-смартфонов увеличилась в 3,5 раза за счет старта продаж iPhone 6 и 6 Plus, а также снижения цен на iPhone 5s и 5c, говорит Айбашева.
Рост доли LTE-смартфонов в октябре относительно сентября объясняется в первую очередь началом продаж новых iPhone, согласна представитель "Связного" Мария Заикина. Спрос на новинки Apple в этом году как минимум в 2-3 раза выше, чем год назад, говорит она. Кроме того, появившиеся в 2013 г. iPhone 5s и 5c начали работать в российских LTE-сетях только в декабре 2013 г., напоминает Заикина. Если бы не дефицит iPhone 6, доля LTE-смартфонов в продажах умных телефонов была бы еще выше, считает она.
Скачок доли LTE-смартфонов в продажах связан не только с появлением iPhone нового поколения — растет доля аппаратов с поддержкой сотовой связи четвертого поколения, добавляет Пантелеев. LTE начинает появляться и в аппаратах более низкого ценового сегмента.
По мнению Солодовникова из МТС и Бекетовой из "Мегафона", другими причинами увеличения спроса на LTE-смартфоны стали рост покрытия и качества сетей четвертого поколения и расширение ассортимента LTE-смартфонов. МТС увидела активный спрос на iPhone 5s и 5с в Москве также после того, как эти смартфоны заработали в ее столичной сети LTE TDD (time division duplex; для приема и передачи данных используется одна и та же полоса частот) в дополнение к cети FDD (frequency division duplex; прием и передача данных происходят по разным полосам). А запуск сетей LTE на голосовых частотах 1800 МГц стимулировал продажи iPhone 5, которые ранее не могли работать в российских сетях LTE, добавляет Солодовников.
Для большинства покупателей поддержка LTE не является определяющим фактором при выборе смартфона, считает исполнительный вице-президент "Евросети" Виктор Луканин. Она присутствует в большинстве современных флагманских моделей, отмечает он. Такие телефоны, как правило, самые дорогие, в связи с чем на них приходится большая часть выручки от всех продаж смартфонов, объясняет Луканин.