14.11.2014

В борьбе с интернет-пиратством государство поддерживает две, по сути, противоположные инициативы. С одной стороны, оно совершенствует антипиратское законодательство, соответствующие поправки Госдума сегодня может принять во втором и третьем чтениях. С другой – прорабатывает идею Никиты Михалкова о введении авторского сбора с операторов связи, что фактически легализуют любое пиратство в сети.

Чтения затянулись

Совет Госдумы включил в повестку пятничного заседания палаты законопроект вице-спикера Сергея Железняка, усовершенствующий антипиратское законодательство. Эти поправки были приняты во втором чтении в минувшем июле, но в пятницу законопроект вновь планируется вернуть во второе чтение и предложить депутатам уже в новой редакции. Такой вариант был предусмотрен еще летом.

К осени должен был появится вариант, который устраивает и интернет-отрасль, и правообладателей, и чиновников.

Впрочем, единства по этой теме до сих пор нет. Источник в Госдуме рассказал РБК, что правительство, понимая, что поправки могут быть не только возращены во второе чтение, но и сразу же рассмотрены и в третьем, предпринимает активные попытки заблокировать его рассмотрение или перенести его на более поздний срок. Собеседник выразил недоумение по поводу позиции правительства, напомнив, что большинство предложенных им поправок были учтены рабочей группой Железняка.

Чиновники, утверждает источник в Госдуме, настаивают на своей версии законопроекта, включающей штрафы до 1 млн руб. за отказ владельцев сайтов от внесудебной процедуры урегулирования споров, что категорически неприемлемо для представителей интернет-индустрии.

Правообладатели в целом поддерживают последнюю версию поправок. Музыкальная индустрия сможет зарабатывать на интернете, говорит Леонид Агронов, гендиректор Национальной федерации музыкальной индустрии, которая представляет в России интересы западных звукозаписывающих компаний, в том числе Sony Music и Warner Music. Агронов лишь огорчен из-за того, что поправки вступят в силу в мае 2015 года, а не в декабре этого, как планировалось ранее.

Основатель онлайн-кинотеатра Tvigle Егор Яковлев особенно важными считает два момента: сайт может быть признан пиратским и заблокирован пожизненно только по решению суда, а при определении размера компенсации будет учитываться с момента первого обращения правообладателя к владельцу сайта, а не со дня подачи иска.

Директор юридического департамента продюсерской компании Star Media Алла Орел называет "интересной" идею пожизненной блокировки сайта, дважды признанного судом нарушителем чужих интеллектуальных прав. "Важно только, чтобы сохранилась возможность подавать иск не только к владельцу сайта, но к информационному посреднику, хостинг-провайдеру, поскольку установить, которому принадлежит сайт, крайне сложно", – добавила юрист. Гендиректор Ассоциации по защите авторских прав в интернете (представляет в суде, в частности, интересы книгоиздательской группы "Эксмо-АСТ") Олег Колесников, наоборот, считает, что пожизненная блокировка не решает проблемы борьбы с пиратством: эта норма затронет только те площадки, за которые с точки зрения российского законодательства никто не отвечает (как правило, когда блокируется сайт, его владелец тут же удаляет контент). Нужно не отгораживаться от таких площадок, а ввести их в правовое поле, распространив на них ответственность за правонарушения, считает Колесников.

Законопроект в его последней версии затронет не только файлообменники и "ВКонтакте", но все ресурсы, на которых будут размещены ссылки на пиратский контент, предупреждает юрист коллегии адвокатов "Трунов, Айвар и партнеры" и член Пиратской партии России Cаркис Дарбинян. Гендиректор холдинговой для "ВКонтакте" компании Vk.com Дмитрий Сергеев, ранее просивший торгпредство США не включать соцсеть в список пиратских ресурсов, проигнорировал запрос РБК.

Лоббистские группы

Практически одновременно с этим правительство обсуждает другую инициативу, предлагающую свой способ борьбы с пиратством в интернете. Первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил Минкультуры, Минкомсвязи, Минэкономразвития, Минфину и Минюсту до 5 декабря разработать на основе предложенной Российским союзом правообладателей (РСП) концепции глобальной лицензии изменения в законодательство и правительственные акты.

РСП, совет которого возглавляет Никита Михалков, предлагает, чтобы за размещенный в интернете контент платили операторы связи, а собирала деньги – получившая государственную аккредитацию организация по коллективному управлению правами. РСП предложил ввести в Гражданский кодекс РФ "глобальная лицензия на использование произведения науки, литературы и искусства". Правообладатели будут получать вознаграждение на условиях "глобальной лицензии" от операторов связи, "оказывающих услуги по предоставлению доступа и передаче данных в информационно-телекоммуникационных сетях". Сбором этих средств займется уполномоченная государством организация. Размер и порядок такого сбора должно утвердить правительство. Планируется, что если этот законопроект будет внесен в Госдуму и принят, то поправки вступят в силу уже с января 2015 года.

Пиратство в каком-то смысле легализуется и перестает существовать как проблема, признает секретарь комиссии Совета Федерации России по развитию информационного общества Александр Шепилов. Но, отмечает он, финансовое бремя ложится на субъекты, которые не являются ответственными за распространение пиратства, а просто предоставляют услуги связи. Логично предположить, что операторы переложат это бремя на пользователей.

В понедельник, по данным источника РБК в правительстве, представители Минкульта и Минкомсвязи, которое раскритиковало эту инициативу, встретятся для обсуждения инициативы РСП. А в четверг, 13 ноября, ее обсудили между собой интернет-компании, операторы связи и правообладатели. Они готовят открытое письмо против идеи РСП.

Концепция описывает механизм, который никогда не существовал в мире и почему-то определяет, что ответственность за пиратство должны нести пользователи., говорит Агронов. По его мнению, она дарит счастье пиратским сайтам, которые становятся легальными: за контент никому платить не нужно, через рекламу он приносит деньги, а платят за это пользователи. "Нам непонятен механизм, в соответствии с которым авторы произведений получат справедливые компенсации за использование их произведений в интернете, – рассуждает Олег Колесников. – Кроме того, неясно, чем этот закон будет мешать "пиратам", получающим выгоду за счет чужой интеллектуальной собственности?"

Нет никаких способов собрать деньги с пиратов с доменными именами, например, государства Тувалу и серверами в условных Нидерландах, обращает внимание Яковлев из Tvigle.

Образовались несколько лоббистских групп с диаметрально разными интересами, резюмирует Дарбинян. По его мнению, наличие двух разных инициатив говорит о том, что ни в Госдуме, нив правительстве, ни в аппарате президента нет четкого понимания дальнейшего регулирования оборота авторских прав.