Корпоративные абоненты сотовой связи в России гораздо выгоднее частных. За счет подключения премиальных услуг
Корпоративный сотовый рынок в I квартале 2014 г. достиг 23,8 млрд руб., увеличившись на 9% по сравнению с тем же периодом 2013 г., следует из отчета AC&M-Consulting. По данным аналитиков, на организации было зарегистрировано 19,4 млн sim-карт, или 8,2% используемых в России мобильных номеров. Корпоративные абоненты приносят российским операторам 11% доходов (операторам сотовой "большой тройки": МТС, "Мегафону" и "Вымпелкому" - 12%), говорит аналитик AC&M-Consulting Оксана Панкратова.
Наибольшая доля по выручке в корпоративном сегменте (35%) принадлежит МТС, следует из отчета AC&M-Consulting. Она же обслуживает больше всего корпоративных абонентов (40%). Представитель МТС Дмитрий Солодовников с результатами исследования согласен. "Вымпелком" не знаком с исследованием AC&M-Consulting и сомневается в корректности его результатов, говорит представитель оператора Анна Айбашева. Представитель "Мегафона" Олеся Яременко не стала комментировать данные исследования, заметив, что темп роста абонентской базы в корпоративном сегменте "Мегафона" почти вдвое выше, чем в целом по оператору. Во многом это связано с введением в России принципа переносимости мобильного номера, считает она.
Корпоративные абоненты приносят операторам на 40% больше выручки, чем в среднем по рынку: по данным AC&M-Consulting, ежемесячный средний счет (ARPU) корпоративного абонента составляет 412 руб., а в целом по рынку - 291 руб. При этом они реже используют голосовую связь: в январе - марте 2014 г. корпоративные абоненты говорили по телефону в среднем 273 минуты в месяц, а среднее по рынку значение составило 293 минуты. Корпоративные клиенты потребляют больше дорогих услуг - например, международного роуминга и мобильного интернета, объясняет Панкратова более высокий ARPU корпоративных абонентов. Так, 16% от общей выручки в корпоративном сегменте операторы заработали на услугах роуминга (как внутри страны, так и зарубежного), в то время как в целом по рынку доля роуминга в выручке не превышает 8%, отмечает Панкратова.
За исключением мобильного интернета корпоративные абоненты гораздо менее активно потребляют допуслуги мобильной связи (VAS), говорит Панкратова. Доля VAS в общей "корпоративной" выручке в I квартале 2014 г. составила 27% против 34% в целом по рынку мобильной связи. Корпоративные клиенты гораздо меньше используют развлекательные контент-услуги и передачу сообщений; кроме того, использование допуслуг некоторыми категориями сотрудников во многих компаниях лимитировано либо вовсе запрещено, объясняет она.
Мобильная передача данных занимает более 60% VAS-выручки от корпоративных абонентов (в среднем по рынку - 56%). Но растет она медленнее - в I квартале 2014 г. ее рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 25%, отмечает Панкратова, тогда как на массовом рынке у операторов "большой тройки" доходы от мобильной передачи данных выросли примерно на 35-40%, посчитала она.