Потанин продает интернет-активы чуть ли не вдвое дешевле своих затрат на них
Управляющий акционер интернет-холдинга Rambler&Co Александр Мамут должен будет в декабре 2016 года заплатить $295 млн за активы, уже внесенные в холдинг Владимиром Потаниным. Это означает, что Потанин потерял в интернет-бизнесе сотни миллионов долларов: в 2006 году он оценивал те же активы дороже $550 млн.
Опцион на $295 млн
Кипрская ProfMedia Ltd. в опубликованной вчера финансовой отчетности раскрыла подробности заключенной весной прошлого года сделки с SUP Media Александра Мамута.
Тогда, в марте 2013-го, Потанин и Мамут объявили об объединении своих активов в Рунете "на паритетных началах". Со стороны "ПрофМедиа" Потанина в сделку вошли портал Rambler, онлайн-издание Lenta.ru, сервис сравнения цен Price.ru, система контекстной рекламы "Бегун", ИД "Афиша". А ключевыми активами SUP Media Мамута являлись Gazeta.ru, LiveJournal.com и Championat.com.
Совместная компания "аккумулирует на своих сайтах" более 35 млн уникальных посетителей, подчеркивали участники сделки, которая была закрыта в мае того года. Операционное управление активами перешло к команде SUP Media: Мамут стал управляющим акционером и председателем совета директоров холдинга, который позже получил название Rambler&Co.
SUP Media еще до этого оценивалась в $175 млн (в рамках обмена активами Мамута и структур Алишера Усманова). "ПрофМедиа" стоимость переданных в Rambler&Co активов никогда не озвучивала. Руководство холдинга заявляло, что у Потанина есть пут-опцион на продажу Мамуту переданного ему под управление интернет-бизнеса.
"ПрофМедиа" в обмен на свои интернет- и издательские активы получила 50% голосов в новой компании "Тексо Холдингз Лтд" (головная компания Rambler&Co), уточняет в своей отчетности условия сделки ProfMedia Ltd. Кроме того, у "ПрофМедиа" действительно был опцион, дающий право продать все акции "Тексо Холдингз Лтд" по фиксированной цене.
Дата исполнения опциона - 31 декабря 2016 года, стоимость 50% "Тексо Холдингз Лтд" определена в $295 млн, следует из отчетности ProfMedia Ltd.
Сейчас этот опцион перешел к другой структуре Потанина - "Интерросу". Дело в том, что в ноябре 2013 года "Интеррос" продал саму "ПрофМедиа" (у нее оставалось три телеканала, четыре радиостанции и кинокомпания "Централ Партнершип") холдингу "Газпром-Медиа". Перед сделкой "ПрофМедиа" перепродала "Интерросу" свои 50% в "Тексо Холдингз Лтд" и опцион на продажу этой доли.
Представители "Интерроса" и Rambler&Co вчера отказались от комментариев. Мамут не ответил на запрос РБК.
Деньги на ветер
Получается, что, объединившись весной 2013 года на паритетных началах, стороны внесли в общую компанию разные по стоимости активы: вклад Потанина оказался примерно в 1,7 раза больше, чем взнос Мамута.
При этом активы Потанина успели к тому времени значительно подешеветь. В 2006 году только за 48,8% Rambler Media "ПрофМедиа" заплатила $260 млн, оценив, таким образом, всю интернет-компанию в $532,7 млн; позже холдинг Потанина консолидировал все 100% Rambler Media. Также в 2006-м "ПрофМедиа" приобрела примерно за $20 млн ИД "Афиша". То есть за те же активы, которые сейчас оценены в $295 млн, сам Потанин заплатил более $550 млн.
Потерял сотни миллионов долларов Потанин и на инвестициях в другие медиа. "Газпром-Медиа" заплатил ему за основные активы "ПрофМедиа" всего $602 млн, хотя сам холдинг только за вошедший в сделку канал ТВ-3 в 2007-м отдал $550 млн, а за "MTV Россия" (в прошлом году на его частоте была запущена "Пятница") - $360 млн. Примерно в $100 млн обошлась покупка 74,55% "Централ Партнершип".
Наконец, в 2007 году, когда Потанин и Михаил Прохоров делили совместные активы, вся "ПрофМедиа" оценивалась в $1,8 млрд.
Спустя семь лет Потанин получил от "Газпром-Медиа" за свои активы лишь $897 млн.
У "Интерроса" сейчас остается лишь сеть кинотеатров "Синема Парк". Ее также хотел купить "Газпром-Медиа", но сделка так и не состоялась.
Как зарабатывает "ПрофМедиа"
Телеканалы "ПрофМедиа" в прошлом году заметно опередили по темпу роста весь телевизионный рынок. Общие рекламные доходы вещателей в 2013 году, по оценке Ассоциации коммуникационных агентств России, увеличились на 9%, до 156,2 млрд руб., тогда как выручка ТВ-3, "Пятницы", "2x2" выросла сразу на 18%, до 8,3 млрд руб. Зато в сегменте радио "ПрофМедиа" отстала от рынка. Выручка четырех станций холдинга увеличилась на 10%, до 2,5 млрд руб., тогда как общие расходы на радиорекламу - на 13%, до 16,5 млрд руб. Впечатляющие темпы роста в прошлом году продемонстрировала кинокомпания "Централ Партнершип", занимающаяся не только производством, но и дистрибуцией контента (в частности, кинокомпания является представителем в России Paramount Pictures). В 2013 году ее выручка выросла на 31%, до 6,3 млрд руб. Для сравнения: российский бокс-офис, по данным журнала "Кинобизнес сегодня", увеличился только на 10,6%, до 43,8 млрд руб.