Елизавета Титаренко
© ComNews
29.07.2014

Операторы Москвы и Петербурга переживают период спада выручки от услуг традиционной голосовой фиксированной связи в корпоративном сегменте. В то же время, растущая выручка от услуг мобильной связи, фиксированного ШПД и передачи данных в этом году должна компенсировать это падение.

Такие данные приведены в исследовании рынка корпоративной фиксированной и мобильной связи в Москве и Петербурге, проведенном агентством J’son & Partners Consulting.

В целом, по словам аналитиков, объем рынка корпоративной фиксированной и мобильной связи в 2013 г. составил 117,4 млрд руб. в Москве и 18,7 млрд руб. в Петербурге. Он состоит из трех сегментов: это услуги традиционной голосовой связи, которые включают внутризоновые, междугородные (МГ) и международные (МН) звонки; доходы от фиксированного широкополосного доступа в Интернет (ШПД) и передачи данных, а также доходы от предоставления компаниям услуг мобильной связи и мобильной передачи данных.

В обоих городах, по оценке J'Son & Partners бизнес больше пользуется услугами мобильной связи, а не фиксированной. На нее приходится более 40% рынка. В сегменте традиционной телефонной связи доходы распределились почти поровну - около 29% клиентов выбирают голосовую связь, а примерно 30% клиентов предпочитают фиксированный ШПД и передачу данных.

Доходы от традиционных голосовых услуг в корпоративном сегменте на рынке продолжают падать, отмечают аналитики. "Снижение доходов обусловлено непосредственно снижением потребности в фиксированной связи - сокращение числа используемых линий - и перетоком голосового трафика в мобильные сети и сети передачи данных", - говорится в исследовании. Так, с 2010 г. по 2013 г. рост голосового платного трафика в российских сетях передачи данных увеличился в 2,3 раза, приводят информацию Росстата специалисты J’son & Partners Consulting.

В то же время, с 2014 г. снижение рынка традиционной телефонной связи компенсируют доходы от услуг мобильной связи и передачи данных - на этом фоне, аналитики предсказывают даже рост рынка, пусть и незначительный. Такой динамике поспособствует рост в таких сегментах как передача данных и контент, а также то, что операторы внедряют пакеты услуг для различных целевых сегментов бизнеса, диверсифицируя таким образом свое предложение. Кроме того, аналитики J’son & Partners Consulting уверены, что рынок проводного доступа в Интернет будет только расти, за счет подключений в сегментах среднего и малого бизнеса, а также за счет того, что компании будут больше потреблять Интернет-трафик.

Российские операторы согласны с результатами исследования.

"Фиксированная телефония по-прежнему востребована, хотя интерес клиентов к телефонной связи постепенно снижается, эту тенденцию мы наблюдаем на рынке уже несколько лет", - подтверждает представитель ОАО "Ростелеком".

По данным оператора, рынок фиксированной телефонии в сегментах В2В и В2G  в денежном выражении в Москве падает на 3% в год.

Тем не менее традиционная телефонная связь для корпоративных клиентов сохраняет некоторые преимущества. "Многие учреждения в силу определенного способа организации бизнес-процессов не могут отказаться от использования фиксированной связи", - поясняет представитель "Ростелекома".

Он уточняет, что большинство корпоративных клиентов интересует цифровая фиксированная телефония с возможностью установки УПАТС (учрежденческо-производственная автоматическая телефонная станция). Это позволяет создать внутреннюю сетку коротких номеров и существенно экономить на звонках между сотрудниками.

О тенденции к смещению в сторону беспроводных сервисов в B2B-сегменте говорит руководитель направления по связям с общественностью корпоративного центра ОАО "МТС" Алексей Меркутов.

"По итогам шести месяцев 2014 г. количество пользователей мобильного Интернета из числа бизнес-клиентов превысило 50%, при этом в Москве и Петербурге данный показатель превышает средний по России", - подчеркнул он.

В первой половине 2014 г. количество корпоративных клиентов мобильного бизнеса МТС из числа государственных учреждений по всей России увеличилось на 35% по сравнению с первой половиной 2013 г. "Количество клиентов из числа предприятий малого и среднего бизнеса за шесть месяцев 2014 г. года увеличилось почти на 20%", - пояснил Алексей Меркутов.

В ОАО "ВымпелКом" также подтверждают полученные в ходе исследования J’son & Partners данные. Представители оператора отмечают, что сейчас "ВымпелКом" фокусируется на предоставлении своим корпоративным клиентам услуги мобильной и традиционной телефонной связи в одном пакете.

"Если рассматривать категорию кросс-клиентов – абонентов, использующих услуги и мобильной, и фиксированной связи одновременно, то можно отметить, что "ВымпелКом" занимает лидирующие позиции на рынке конвергентных услуг", - сообщил представитель этого игрока рынка.

По его словам, на начало 2014 г. география предоставления конвергентной услуги "Единая сеть офисных и мобильных" (FMC) составляет 128 населенных пунктов. Общее количество кросс-клиентов на текущий момент приближается к 26 тыс.

Это решение позволяет объединять филиалы и головные офисы компаний в единую корпоративную телефонную сеть. Оно востребовано среди клиентов, имеющих распределенную филиальную сеть: банковский сектор, производственные предприятия, сфера гостиничного бизнеса, объекты коммерческой недвижимости (бизнес-центры, офисные здания) и т.д.

Руководитель по связям с общественностью Столичного филиала ОАО "МегаФон" Павел Ларин отмечает, что в компании согласны с приведенными данными по рынку фиксированной связи. "Но по нашим подсчетам доходы от совокупного рынка мобильной связи в Столичном и Северо-Западном регионе превышают цифры исследования более чем в 2 раза", - отметил он.

"Столичный МегаФон ежемесячно стабильно подключает новые объекты коммерческой недвижимости. Это направление развивается сейчас активнее других. Мы отмечает интерес к нам, как к оператору для инфраструктуры крупных бизнес-центров, торговых, выставочных объектов", - говорит он.

Темпы подключений в этом году выросли в два раза по сравнению с первой половиной 2013 г., утверждает Павел Ларин. "В целом, к концу текущего года мы прогнозируем, что рынок прирастет на 5%", - полагает он.

Вместе с тем, представитель пресс-службы "Акадо Телеком" рассказала ComNews, что провайдер не наблюдает какого-либо снижения объема услуг фиксированной телефонной связи. Она пояснила, что эти услуги не являются основными для компании - она предоставляет клиентам В2В преимущественно услуги ШПД, VPN, хранения данных, системной интеграции.

"Скорей всего эта тенденция характерна для основных поставщиков данной услуги. Телефония входит в комплексные услуги В2В и пользуется постоянным спросом у корпоративных клиентов "Акадо Телеком", - говорит представитель компании.