"Ростех" выпишет билет по-турецки. Систему бронирования сделают при помощи Turkish Airlines
"Ростех" все-таки приступит к созданию национальной системы бронирования авиабилетов и хранения данных авиапассажиров: госкорпорация заключила меморандум об этом со структурами, близкими к акционерам Внуково, и с Turkish Airlines, уже использующей такую систему для внутренних перелетов. Внебюджетные инвестиции в проект оцениваются в $100 млн, что, по данным экспертов, меньше, чем вкладывалось в разработку существующих систем. Заинтересовать авиакомпании проект собирается более низкими, чем у конкурентов, тарифами.
Как рассказали "Ъ" источники на авиационном рынке, "Росэлектроника" (входит в "Ростех") совместно с ОАО "Авиационно-нефтяная компания" (холдинг АНК; по данным базы "СПАРК-Интерфакс", на 77,9% принадлежит ООО "Ламп-Пласт" кипрского офшора Morimoto Ltd, владеющего также "Внуково-Инвест") и авиакомпанией Turkish Airlines подписали на прошлой неделе меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве. В его рамках стороны будут развивать национальную дистрибутивную систему авиабилетов и базы данных хранения пассажиров. Общий объем инвестиций, по словам собеседников "Ъ", составит $100 млн, срок реализации проекта - два года. Привлекаемые средства будут внебюджетными, пояснил "Ъ" один из источников. Другой источник, близкий к сделке, пояснил, что стороны участвуют в проекте на паритетной основе.
О том, что "Ростех" разрабатывает проект по размещению баз данных по авиаперелетам в России и хочет создать единую национальную расчетно-информационную систему бронирования авиабилетов, "Ъ" сообщал в начале года. Целью проекта указывалось обеспечение информационной безопасности данных пассажиров, в том числе чиновников. Сейчас российские авиакомпании используют в основном западные глобальные системы бронирования билетов (GDS-системы), и их данные хранятся на серверах за рубежом.
По словам одного из источников "Ъ", в проект пригласили Turkish Airlines, поскольку компания уже имеет опыт развития подобных систем. Помимо крупнейших GDS-систем Turkish Airlines использует централизованную систему резервирования билетов Troya, с помощью которой оформляются билеты для внутренних перелетов. Другой собеседник "Ъ" отметил, что турецкий перевозчик и российские авиакомпании сейчас находятся в одинаковых условиях зависимости от зарубежных GDS-систем, поэтому Turkish Airlines и заинтересована в участии. Один из собеседников "Ъ" добавил, что турецкая сторона предоставит "бизнес-инфраструктуру". В Turkish Airlines на запрос "Ъ" не ответили. В АНК, "Ростехе" и "Росэлектронике" отказались от комментариев.
Источник "Ъ", близкий к ситуации, пояснил, что проект будет окупаться за счет трансакций авиакомпаний. По предварительным расчетам, стоимость одной операции должна быть существенно ниже существующих расценок крупнейших провайдеров. Как ранее сообщал "Ъ", цена хранения данных, управление маршрутами, сквозными тарифами и так далее у зарубежных систем составляет $1,5 за пассажира. Услуги GDS-систем обходятся от $1,5 за проданный сегмент полета на локальном рынке до $7-10 за его пределами.
Российские авиакомпании пока с осторожностью смотрят на предлагаемый проект. В "Трансаэро" (использует Gabriel) и "Сибири" (работает под брендом S7) отказались от комментариев. Глава "Аэрофлота" Виталий Савельев в интервью "Ъ" говорил, что "такая идея может быть и должна быть", поскольку "авиакомпаниям, как и некоторым банкам, могут отказать в обслуживании систем" (напомним, что платежные системы Visa и MasterCard отказывались сотрудничать с попавшими под санкции США банком "Россия" и СМП-банком). Но господин Савельев подчеркивал, что переход на систему "должен быть понятен всем, в том числе зарубежным игрокам". В Sabre (крупная GDS-система, используемая "Аэрофлотом") отказались от комментариев. "Опыт показывает, что создание таких крупных информационных систем, как Amadeus или Sabre, требовало существенно больших инвестиций, чем заявлено в российском проекте",- напоминает Борис Рыбак из Infomost.