Правила игры. Корректирует корреспондент отдела потребительского рынка Павел Белавин
Завершившийся в начале этой недели первый квартал 2014 года, похоже, не оправдал ожиданий российских сотовых ритейлеров. Но именно это стало для них хорошей новостью.
Еще в минувшем январе "Ъ" сообщал, что продавцы мобильных телефонов ждут в этом году фактического повторения кризисного 2008 года, когда объем рынка упал сразу и в штучном, и в денежном выражениях. В частности, "Евросеть" тогда объявила, что продажи телефонов в 2014 году упадут до 38-39 млн штук с 41,6 млн годом ранее, что в денежном выражении будет эквивалентно примерно 200-210 млрд руб. против 225 млрд руб. в 2013-м. По первому показателю рынок, таким образом, откатился бы на уровень ниже 2011 года. Снижение продаж в штуках, хоть и всего лишь на 1%, "Евросеть" фиксировала уже по итогам 2013 года, тогда как в денежном эквиваленте рост достигал 10%. Этим ростом рынок был обязан продолжающемуся увеличению доли смартфонов — до 47% в штуках и 82% в выручке от продаж всех мобильников. Но рынок не может постоянно демонстрировать двух- и трехзначную динамику развития, говорил тогда "Ъ" гендиректор группы "Связной" Майкл Тач, предполагая, что уже в 2014 году рост продаж смартфонов окажется "незначительным".
Итоги первого квартала, подведенные вчера "Связным" на основе данных GfK, не подтвердили пессимистичные прогнозы: двузначный прирост уверенно сохранился. За первые три месяца года было продано примерно 5 млн смартфонов, что сразу на 54% больше, чем за аналогичный период годом ранее. В денежном выражении рост достиг 26% — до 44 млрд руб. за квартал. Активное замещение обычных мобильных смартфонами, таким образом, продолжилось: доля последних на рынке составила уже 58% в штуках и 87% в деньгах. Благодаря этому снижение объемов всего рынка не только не усилилось, но и сменилось ростом. Всего было продано 8,6 млн мобильных телефонов на сумму 51 млрд руб., что дало прирост к первому кварталу прошлого года на 7% и 13% соответственно.
Впрочем, ритейлеры пока по-прежнему осторожно смотрят на свои перспективы: хотя рост продаж продолжится, в целом в 2014 году темпы будут более сдержанными, подчеркивает "Связной". Бурный рост продаж смартфонов до сих пор поддерживался постоянным снижением цен. Так, в первом квартале 2014 года средняя цена смартфона составила 8,8 тыс. руб. по сравнению с 10,94 тыс. руб. годом ранее. Но еще в начале года большинство ритейлеров признавали, что продолжительное снижение курса рубля в перспективе примерно пары месяцев, когда исчерпаются товарные запасы, может привести к удорожанию цифровой техники. Судя по данным "Яндекс.Маркета", оно уже чувствуется: так, самая популярная вчера модель смартфона — Apple iPhone 5S 16Gb — в марте подорожала в магазинах, подключенных к сервису, в среднем на 741 рубль по сравнению с февралем.