Выставка Mobile World Congress запомнилась отсутствием инноваций
Теперь инновации чаще исходят от разработчиков приложений и интернет-сервисов, а не мобильных устройств.
В Барселоне на этой неделе проходила ежегодная всемирная выставка Mobile World Congress. Но в этом году самые интересные события происходили не в ее выставочных залах, напоминающих пещеры, а примерно в трех километрах от них на аффилированном шоу для стартапов и венчурных капиталистов.
Среди временных сцен, палаток и сидений из пивных ящиков организаторы выставки 4YFN (4 Years From Now) показывали продукцию связанных с мобильными технологиями стартапов. Там можно было увидеть, например, GPS для мотоциклетных шлемов, а также приложение очков Google с компьютерной поддержкой, позволяющее делать покупки, кивая головой. "Вот где настоящие инновации, — говорил Кристофер Поммеренинг, один из основателей компании Active Venture Partners, пока на ближайшей сцене выступала рок-группа. — А там [на основной выставке] инновации — это телефон, который на миллиметр меньше прошлогодней модели".
Выставка 4YFN — это попытка телекоммуникационных компаний протянуть руку технологическому сообществу, хоть они и находятся пока далеко друг от друга. Она была создана меньше года назад, поскольку стартапы стали неотъемлемой частью технологического мира. Во вторник ее посетил Ян Кум, сооснователь мессенджера WhatsApp, которого Facebook согласился приобрести за $19 млрд. А в среду на носимые гаджеты различных стартапов смотрели представители Intel.
"Некоторые из присутствующих здесь компаний собираются изменить мир", — заключил израильский предприниматель Мирон Перель.
Нынешняя выставка продемонстрировала, что все больше крупных компаний начинают продавать не только смартфоны, но и другие гаджеты, имеющие связь с интернетом: от автомобильных до носимых устройств, которые отслеживают ежедневные действия человека. Например, Sony и Huawei представили "умные браслеты" (подобные устройства до них выпустила компания Fitbit). А новая версия умных часов Smartwatch заслужила внимание главным образом потому, что компания отказалась от операционной системы Android в пользу собственной — Tizen.
Самые смелые решения для смартфонов в этом году исходили от компаний, пытающихся сделать нынешние технологии более доступными для стимулирования продаж на развивающихся рынках. Так Nokia представила новую линейку смартфонов, цена которых начинается от $120. A Mozilla шокировала всех планами сделать смартфон стоимостью $75. У таких устройств инновации заключаются не в них самих, а в контексте — расширении охвата cети. "Если мы посмотрим на восприятие потребителей, они чувствуют, что инновации устройств в последние пару лет замедлились", — отметил Эрик Сюй, один из исполнительных директоров Huawei.
В целом на Mobile World Congress было трудно найти что-то инновационное. На ней был представлен очередной каскад мобильных устройств, которые отличались по размеру и, может быть, цвету. Эта стагнация отражает более широкий тренд в мобильном бизнесе. Первая волна "смартфонной революции" подходит к концу, и рост рынков развитых стран замедляется. Двигателями прогресса становятся технологические компании, разрабатывающие новые интернет-сервисы, а также небольшие разработчики приложений и гаджетов.
Одновременно с замедлением инноваций усиливаются связи между телекоммуникационными и технологическими компаниями. Операторы недовольны расходами на обслуживание дорогих широкополосных сетей, в то время как Google и Apple получают большие доходы от мобильной рекламы и приложений. Но в то же время они понимают, что только настоящие технологические компании со своими приложениями и сервисами помогают привлечь новых абонентов.