"Евросеть" отказалась от кредитов
В 2008 г., когда Александр Мамут и "Вымпелком" покупали "Евросеть", компания была обременена долгом в $1 млрд. С тех пор она выплатила 2/3 этой суммы и уже четыре года развивается, не занимая средств.
"Евросеть" уже четыре года не использует заемных средств для развития бизнеса, а кредиты берет только для рефинансирования остатка долга в 10 млрд руб., рассказал "Ведомостям" ее президент Александр Малис. С 2011 г. эта задолженность не уменьшается и не увеличивается; такая долговая нагрузка комфортна для розничной сети и соответствует мировым стандартам заимствований розничных сетей, утверждает он, не приводя цифр. Компания пополняет товарные запасы, открывает новые и ремонтирует старые салоны и т. д. исключительно за счет оборотных средств, говорит Малис.
В сентябре 2008 г. основатели "Евросети" Евгений Чичваркин и Тимур Артемьев продали 100% компании Александру Мамуту, который месяц спустя уступил 49,9% "Вымпелкому" за $226 млн. На тот момент долг компании составлял $950 млн. Уже в I квартале 2009 г. эта задолженность снизилась до $426 млн, а на нынешний уровень вышла к концу 2011 г. Деньги для расчета с кредиторами розничная сеть изыскивала, сокращая товарные запасы, оптимизируя количество поставщиков и моделей телефонов в салонах, добиваясь от производителей отсрочек по товарным кредитам, а от владельцев помещений — более приемлемых условий аренды. К тому же "Евросеть" теперь открывает гораздо меньше салонов, чем раньше. До 2008 г. их открывалось по 1000-2000 в год, сейчас — около 300, рассказывает Малис. Впрочем, операционные расходы все равно сохраняются: около 5% салонов "Евросети" постоянно в процессе переезда и ремонта, добавляет он.
В конце 2012 г. Мамут продал 50% "Евросети" "Мегафону" и его основному акционеру — холдингу Garsdale Алишера Усманова (до 50% увеличил долю и "Вымпелком"). После этого операторы изменили схему расчетов с дилерами, не исключая и "Евросеть": прежде они выплачивали им вознаграждение за подключения абонентов авансом, а теперь делят с ними выручку, которую новый абонент приносит в течение нескольких месяцев. Как новая схема повлияла на структуру оборота "Евросети", Малис не рассказывает. Очевидно, выручка и рентабельность от продажи контрактов снизились, говорит аналитик ИК "Открытие капитал" Александр Венгранович, но "Евросеть" могла компенсировать эти потери за счет роста продаж мобильных телефонов (это высокомаржинальный товар) и оборота финансовых услуг.