06.09.2013

Цены на потребительскую электронику в России могут снизиться, если власти разрешат параллельный импорт, пришли к выводу аналитики GfK.

В России может быть снят действующий с 2002 г. запрет на параллельный импорт. Это значит, что ввозить товары в страну сможет любая компания — ей больше не потребуется разрешение на ввоз от владельца прав на товарный знак. Предложение о снятии запрета еще в апреле выдвинул вице-премьер Игорь Шувалов, а в сентябре Федеральная антимонопольная служба должна представить соответствующий законопроект в правительство. Ограничение конкуренции прикрывается необходимостью охранять права на интеллектуальную собственность, объяснял тогда логику Шувалова сотрудник аппарата правительства.

Аналитическая компания GfK по заказу Ассоциации европейского бизнеса (объединяет 630 компаний из стран Евросоюза и России) оценила возможные последствия отмены запрета на параллельный импорт. Свои выводы GfK делала на основе опросов менеджеров производителей техники и розничных сетей, а также собственных исследований рынка бытовой электроники.

По подсчетам аналитиков, легализация параллельного импорта приведет к снижению оптовых цен на бытовую электронику, в том числе на смартфоны и планшеты. В целом цены на потребительские товары могут упасть на 6,25%. Это произойдет в том случае, если доля параллельного импорта в том или ином сегменте вырастет до 25%. При этом цены у независимых импортеров должны быть на 25% ниже, чем у официальных, пишут авторы отчета. Но на практике ситуация может сложиться иначе: например, по данным "Евросети", в 2012 г. в российскую розницу по серым каналам (в обход официальных или просто контрабандой) попало более 10% мобильных телефонов. В таком случае введение параллельного импорта может привести к снижению цен лишь на 1-1,25%, подсчитала GfK.

Но падение цен будет кратковременным, в основном изменится структура ценообразования — например, вырастет норма прибыли независимых импортеров. Снижения розничных цен ждать не стоит, считают аналитики GfK.

Кроме того, на рынке может вырасти предложение, что не обязательно означает увеличение спроса, говорится в материалах GfK. При снижении цен рынки расширяются в первую очередь за счет тех, кто покупает более дешевые товары, но число таких потребителей невелико.

Не приведет разрешение параллельного импорта и к расширению ассортимента бытовой техники и электроники, следует из отчета. Уже сейчас на рынке продается огромное количество различных устройств, удовлетворяющих запросам всех, даже нишевых групп потребителей. А параллельный импорт заставит импортеров ввозить только самые ходовые модели, чтобы обеспечить максимальные отдачу и рентабельность. Соответственно, запросы нишевых групп покупателей не будут учитываться, делают вывод эксперты GfK.

Практически все, кто ввозит телефоны в обход официальных каналов, делают это незаконно, не платят НДС и таможенных пошлин, рассказывал ранее "Ведомостям" президент "Евросети" Александр Малис. Пока многих сдерживает то, что на ввоз товаров известных брендов в Россию нужно разрешение производителя — но если в России будет разрешен параллельный импорт, рухнет и эта преграда, констатировал он. В условиях, когда законопослушные ритейлеры будут ввозить телефоны и честно платить НДС, а другие — ввозить их под видом крышек для канализационных люков, первые окажутся в заведомо неконкурентоспособном положении, считает Малис. Он уверен, что параллельный импорт приведет к тому, что Россию захлестнет вал поддельных гаджетов.

Вся продукция, которая идет в Россию напрямую от производителей, сертифицируется: в случае разрешения параллельного импорта недобросовестные поставщики могут попытаться обойти это условие — возрастет возможность приобретения некачественного товара, добавляет вице-президент "Евросети" Виктор Луканин.