Ветеран "Яндекса" предлагает создать легальный "склад фильмов"
Бывший главный редактор "Яндекса" Елена Колмановская, ныне работающая консультантом поисковика, выступила с идеей создать в России "склад фильмов" с открытым API, который бы предоставлял интернет-сервисам возможность использования своей базы для показа фильмов на собственных ресурсах.
Сооснователь и соучредитель "Яндекса" Елена Колмановская представила концепцию "гуманного" распространения контента, защищенного авторскими правами.
По мнению Колмановской, ситуация с авторскими правами сейчас характеризуется напряженностью между правообладателями, желающими защитить свои права, сервисами, желающими зарабатывать на аудио- видеопродукции, и пользователями, которые хотят иметь недорогой или бесплатный доступ к максимально широкому выбору контента.
Напряженность можно снять путем создания в интернете единого агрегатора объектов авторского права (в ее собственной терминологии "склада фильмов") с открытыми API.
"Склад"-агрегатор должен предоставлять сторонним сервисам-посредникам возможность заниматься прокатом фильмов в Сети и созданием дополнительной стоимости за счет дополнительных услуг: качества изображения, выбора субтитров, звуковых дорожек, тематической каталогизации и т.п.
Одновременно агрегатор должен отвечать за возмещение правообладателю стоимости проката по прозрачным расценкам, что будет, по словам Елены Колмановской, инновационной практикой для рынка. "Сейчас правообладатель устанавливает цену на фильм каждый раз чуть ли не с потолка", - говорит она.
Возможно, говорит Колмановская, такой агрегатор должен иметь государственную аккредитацию.
Этот проект, как утверждает сама Елена Колмановская – ее "фантазия". "Яндекс", где она работала главным редактором с 1996 г. по 2012 г., а сейчас занимает позицию консультанта, не осуществляет его реализацию. В то же время Колмановская обсуждает свою задумку с рынком, правда не рассчитывает на ее скорое воплощение.
С появления в "Яндексе" в 2005 г. идеи о музыкальном сервисе до начала работы над сервисом "Яндекс.Музыка" в 2010 г., как вспоминает Колмановская, прошло пять лет. Многолетняя задержка между замыслом и реализацией, по ее словам, была обусловлена инертностью мышления правообладателей.
Описанная ею модель "склада"-агрегатора пока не имеет бизнес-плана, однако, по мысли Колмановской, в его основе могут лежать отчисления правообладателю при продажах легального DVD. По ее мнению, они составляют от трети до половины цены диска.
По мнению Елены Колмановской, развитого рынок контента в интернете сейчас не существует: "Вместо того, чтобы продать уже готовый, а потому, видимо, недорогой фильм в интернете, правообладатель предпочитает заниматься "боданием" с пиратами". Желание запретить распространение у него пока превалирует над желанием продавать.
В свою очередь потребителю обычно "не нравится, как устроен рынок", и он обращается к пиратским каналам распространения не столько из-за нулевой стоимости продукта, сколько из-за широты имеющейся товарной номенклатуры.
Предложенная модель, говорит Колмановская, позволит правообладателю получить часть тех денег, которые он считает упущенной из-за пиратского распространения выгодой.
Одновременно директор по правовым вопросам "Яндекса" Екатерина Фадеева огласила список предложений поисковика по доработке "антипиратского закона".
Во-первых, это исключение из текста закона информационных посредников, которые предоставляют возможность "доступа к материалу" и "размещения информации, необходимой для его получения".
Во-вторых, поисковик предлагает отменить практику блокировки ресурсов как чрезмерную и необоснованную меру: "Если ее и можно применять, то только в крайних случаях в качестве исключительной меры, и только когда она не затрагивает добросовестные ресурсы".
Требование правообладателя об удалении контента должно включать полный адрес страницы сайта, где размещен этот контент. Нынешнее законодательное описание процедуры удаления допускает ограничиться только IP-адресом сайта, что не позволяет оперативно отреагировать даже добросовестному посреднику.
"Яндекс" предлагает отказаться от законодательного требования премодерации контента, поскольку это потребует обработки "огромного объема информации, и на сегодняшний день нет технологий, позволяющих гарантированно не допустить размещение того или иного контента".
Наконец, закон должен предусматривать взаимодействие правообладателя и информационного посредника: сейчас контент необходимо удалять по одному заявлению правообладателя, и даже если установлено, что заявление правообладателя было ложным, информационный посредник лишен возможности разблокировать страницу или контент.
В "Яндексе" считают недопустимой административную ответственность за невыполнение посредником мер по блокировке контента, поскольку она нарушает баланс интересов правообладателей и информационных посредников: "Спор между посредником и правообладателем должен решаться в суде".
В случае законодательного принятия административной ответственности необходимо установить и ответственность для правообладателей за ложное уведомление и за злоупотребление правом на случай, когда правообладатель требует удалить материалы, часть из которых загружена им самим.