24.07.2013

Масштабные проекты по внедрению ГЛОНАСС-технологий после отставки вице-премьера Владислава Суркова, вплотную занимавшегося развитием наземного сегмента навигационной системы, скорее всего не будут реализованы. В частности, без движения находится предложение некоммерческого партнерства "Содействие развитию и использованию навигационных технологий" (НП "ГЛОНАСС", объединяет крупнейшие телекоммуникационные компании России) разработать и принять комплексную программу внедрения технологий ГЛОНАСС. Оно предусматривало передачу в 2013 году 12,3 млрд рублей из бюджетов госкомпаний (выделяемых на оснащение навигационным оборудованием и телематические сервисы) в распоряжение НП "ГЛОНАСС".

Еще в декабре прошлого года эксперты НП предложили создать нечто вроде общегосударственного магистрального плана разработки и внедрения продуктов на основе ГЛОНАСС. Целью было к 2020 году нарастить объем рынка навигационно-информационных систем, устройств и услуг с использованием ГЛОНАСС на автотранспорте до уровня более 300 млрд рублей. При этом на российские продукты и услуги с использованием ГЛОНАСС к 2020 году должно было приходиться 7,3% общемирового рынка навигационных технологий. Руководителем программы авторы предлагали назначить Владислава Суркова (тогда - вице-премьера и руководителя аппарата правительства ).

По замыслу НП "ГЛОНАСС", ключевая роль в становлении российской навигационно-телематической индустрии отводится госкомпаниям. Их бюджеты на оснащение навигационным оборудованием и телематические сервисы (в сумме это 12,3 млрд на 2013 год) предлагалось передать в распоряжение НП - чтобы крупнейшие участники российской экономики закупали и внедряли технологии, руководствуясь едиными стандартами.

В унисон предложению НП были высказаны идеи Минтранса (письмо в правительство с соответствующим предложением направлено в феврале этого года) - создать единое национальное навигационно-информационное пространство (ЕННИП) при участии таких госкомпаний, как "Транснефть", "Газпром" и РЖД. Министерство предлагало выработать единую для компаний техническую и организационную политику в сфере навигационной деятельности. Для координации деятельности по созданию ЕННИП Минтранс предлагал заключить соглашения о взаимодействии между компаниями и Минтрансом. В рамках этих соглашений регулятор предлагал вырабатывать стандарты, определяющие правила использования технологий ГЛОНАСС при проектировании, изыскании, строительстве, монтаже и других операциях. Эта инициатива Минтранса пока также не получила поддержки.

Наиболее массовый проект по внедрению навигационных технологий в России -  строительство государственной автоматизированной системы экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС". В ближайшие годы на создание этой системы, призванной сократить смертность на дорогах на 10%, планируется потратить 2,53 млрд рублей, в штатном режиме она должна заработать весной 2014 года. Предположительно с 2016 года аппаратурой "ЭРА-ГЛОНАСС" будут оснащаться все новые автомобили, выпускаемые в РФ. Крупнейшие сотовые операторы РФ готовы создать для системы отдельную виртуальную сеть мобильной связи. Однако эти сроки могут быть изменены, так как законопроект о внедрении "ЭРА-ГЛОНАСС", написанный еще в прошлом году, до сих пор не внесен в Госдуму. Хотя, по словам его соавтора депутата Госдумы Игоря Руденского, это планировалось сделать еще весной.

По мнению участников отрасли, именно Владислав Сурков активно лоббировал вышеперечисленные проекты. После его ухода ГЛОНАСС поручили курировать вице-премьеру Дмитрию Рогозину, который одновременно является куратором космической отрасли и оборонно-промышленного комплекса. По свидетельству источника в Роскосмосе, пока вопросы внедрения ГЛОНАСС-технологий у Рогозина интереса не вызывают.

- На первом - реорганизация ракетно-космической отрасли и повышение надежности космической техники, - отмечает источник.

- Это может сказаться и на кампании по внедрению ГЛОНАСС-технологий, - уверен руководитель Межрегиональной общественной организации содействия развитию рынка геоинформационных технологий и услуг (ГИС-Ассоциация) Сергей Миллер.