"Акадо" собралась на африканский рынок
"Дочка" "Реновы" "Акадо" задумала экспансию на рынки широкополосного доступа ЮАР и Мозамбика. Лучше бы она сосредоточилась на развитии бизнеса в России, замечают аналитики.
Провайдер широкополосного доступа (ШПД) и кабельного телевидения "Акадо", 67% акций которой принадлежит "Ренове", будет развивать бизнес в сфере интернет-доступа в двух африканских странах, следует из сообщения "Реновы". Ее партнером станет работающий в регионе оператор фиксированной и мобильной связи Afritel. Гендиректор Afritel Йохан Энгерберг это подтвердил.
"Ренова" и Afritel подписали договор о намерениях, "Акадо" ведет консультации с южно-африканскими партнерами — в апреле 2013 г. должен быть разработан бизнес-план, форма сотрудничества с африканским оператором, определен размер инвестиций, заявил "Ведомостям" президент "Акадо" Виктор Кореш. Назвать объем инвестиций, а также возможную долю "Акадо" или "Реновы" в новом южно-африканском операторе он затруднился.
Уровень проникновения ШПД в Южной Африке низок, потенциал спроса на него очень велик, считает Кореш. По его словам, этому способствует рост смежных отраслей экономики, в первую очередь добывающей и логистической. По данным южно-африканской World Wide Worx, на конец 2012 г. в ЮАР насчитывалось 8,2 млн пользователей как фиксированного, так и мобильного ШПД — с начала 2011 г. их количество увеличилось более чем в 2 раза. Проникновение ШПД в стране — чуть менее 16%. Для сравнения: по данным iKS-Consulting, в России проникновение фиксированного ШПД ("Акадо" работает на этом рынке) составляло 25%.
Инвестиции в африканский проект могут составить "миллионы долларов", говорит источник, близкий к одной из сторон соглашения. Долг "Акадо" на начало 2011 г. составлял около $350 млн, рассказывали ранее источники "Ведомостей"; это более трех EBITDA компании за тот же год (более поздних данных нет). Сейчас "Акадо" скорее всего приходится тратить большую часть операционной прибыли на поддержание текущей деятельности, с ее ресурсами при экспансии без заемных средств не обойтись, считает директор по развитию телекомактивов группы "Мортон" Алхас Мирзабеков.