Госдума расширила перечень запрещенной информации данными о несовершеннолетних потерпевших
Госдума РФ расширила перечень запрещенной для распространения в СМИ и интернете информации новой категорией - сведениями о детях, пострадавших в результате противоправных действий.
Законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части ограничения распространения информации о несовершеннолетних, пострадавших в результате противоправных действий (бездействия)" был принят 22 марта.
Таким образом, к детской порнографии, наркопропаганде и суицидальным материалам добавилась четвертая категория запрещенной информации. Речь идет об именах, фамилиях и отчествах несовершеннолетних потерпевших, их фотографиях, а также видеороликах с участием этих детей, их родителей и родственников.
Законопроект предусматривает также запрет на публикацию или размещение в интернете даты рождения таких детей, аудиозапись голоса, адреса и другой информации, по которой можно установить их личность.
Законопроект вносит соответствующие изменения в законы "О СМИ", "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", а также в КоАП РФ. Причем поправка в закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусматривает внесудебную блокировку операторами и провайдерами сайтов, на которых обнаружена информация о пострадавших детях, а также внесение таких сайтов в реестр запрещенных.
Ход принятия законопроекта повторяет историю с действующим законом "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Оба документа принимались очень быстро - сразу во втором и третьем чтениях.
ИНТЕРНЕТ-ИНДУСТРИЯ В НЕДОУМЕНИИ
Как и ранее, такой подход депутатов к разработке законопроектов вызвал критику со стороны интернет-отрасли. Впрочем, как и качество самих документов.
В частности, по оценке Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), новый законопроект имеет серьезные технико-юридические и концептуальные недоработки. Эксперты РАЭК указывают, например, что в законе "О СМИ" уже содержится запрет на распространение в СМИ информации, прямо или косвенно указывающей на личность несовершеннолетнего, признанного потерпевшим. Поправка в закон "Об информации…" будет, по оценке специалистов ассоциации, не реализуемой в рамках действующих подзаконных актов, что может повлечь серьезные нарушения прав владельцев интернет-ресурсов.
"Считаем недопустимой практику принятия законопроектов, аналогичную продемонстрированной Госдумой на данном примере", - подчеркнула РАЭК. Вопросы у ассоциации вызвало "дополнение текста ко второму чтению двумя новыми статьями, вносящими поправки в два разных закона, публикация текста в день рассмотрения законопроекта, и прохождение второго и третьего чтений за один день, без какого бы то ни было общественного обсуждения новых поправок".
Помимо прочего, эксперты рынка ожидают, что новая норма окажется, по крайней мере, на первом этапе, неработающей. Дело в том, что правила работы реестра запрещенных сайтов определены постановлением правительства РФ N1101. Оно предусматривает, что решение об отнесении той или иной информации к запрещенной и, соответственно, о внесении сайта в реестр принимает уполномоченный орган. В отношении детской порнографии - это Роскомнадзор, наркопропаганды - ФСКН, а суицидальных материалов - Роспотребнадзор.
Для новой категории запрещенной информации ответственный федеральный орган не определен. Для того чтобы положения законопроекта заработали на практике потребуется также внести изменения в постановление правительства.
У РЕГУЛЯТОРА СВОИ ЗАБОТЫ
Изменения в постановление N1101 подготовлены Минкомсвязи, правда, они не имеют отношения к принятому Госдумой законопроекту.
Основные нововведения связаны, в частности, с введением понятия федеральной экспертной комиссии (ФЭК). По замыслу министерства, в спорных случаях (при подаче апелляций владельцами сайтов - ИФ) она должна определять вредоносность информации. Ответственность за формирование и работу ФЭК предлагается возложить на Роскомнадзор.
Другое заметное нововведение - ограничение доступа к реестру для владельцев сайтов, хостинг-провайдеров и операторов связи. Они смогут получать информацию о внесении того или иного интернет-ресурса в реестр запрещенных сайтов только "в отношении информации, затрагивающей их права и законные интересы и касающейся конкретных доменных имен, указателей страниц сайтов в интернете или сетевых адресов (IP-адресов)".
Предусмотрено также включение в реестр не только данных об идентификаторах сайта и его хостинг-провайдере, но и информации о владельце сайта.
Кроме того, операторы смогут поручить третьим лицам взаимодействие с единым реестром, включая блокирование доступа к сайтам.