"МегаФон" разделит абонентов по уровню дохода
"МегаФон" приступил к внедрению системы, позволяющей изменять качество предоставления услуг в зависимости от расходов абонента на мобильную связь.
Абоненты, расходующие на связь больше средств, будут иметь преимущество перед теми, кто тратит мало. Систему, позволяющую варьировать качество предоставляемых услуг, начала внедрять на сети "МегаФона" компания-интегратор "Петер-Сервис".
В Северо-Западном филиале "МегаФона" началась инсталляция системы Peter-Service PCCM, которую в дальнейшем планируется распространить на все федеральные округа. С помощью этой системы "МегаФон" сможет варьировать качество предоставляемых услуг в зависимости от того, сколько тот или иной абонент тратит на мобильную связь: к примеру, ухудшать качество низкодоходным абонентам в тех случаях, когда к той же базовой станции подключен высокодоходный абонент.
По словам источника в компании "Петер-Сервис", если к одному сектору базовой станции подключатся два абонента, желающие, к примеру, скачать фильм, то преимущество получит тот абонент, который купит услугу "Турбокнопка" у "МегаФона". Либо оператор самостоятельно решит, кому предоставить большую скорость доступа, руководствуясь информацией о том, какой абонент больше тратит на услуги связи.
На запрос "Известий" директор по развитию бизнеса "Петер-Сервис" Алексей Киреев ответил, что в зоне компетенции его компании только инсталляция системы:
– Мы просто внедряем систему, а как распоряжаться ее функционалом, уже решает сам оператор.
Подобные внедряемой на сети "МегаФона" системы несколько лет назад начали внедряться и в западных компаниях, причем идеологами их внедрения стали поставщики оборудования, желающие продать операторам дополнительные услуги. В частности, аналогичное ПО предлагают операторам такие компании, как Huawei и Ericsson.
Пресс-служба компании "МегаФон" сообщила, что внедрение новой системы представляет собой модернизацию существующей платформы тарификации пакетного трафика (ПТПТ).
— Одним из обновленных элементов станет установка системы Peter-Service PCCM. Это позволит улучшить качество предоставляемых услуг и обеспечить надежность сети. В настоящее время идет подготовка к ее инсталляции на базе Северо-Западного филиала. В дальнейшем, при корректной работе, она может быть установлена на базе всех филиалов компании, — рассказал "Известиям" официальный представитель компании. — Вопрос принудительного ухудшения качества оказываемых услуг для абонентов в зависимости от объема затрат пользователей при модернизации ПТПТ не рассматривается. "МегаФон" как оператор связи обязан оказывать услуги одинаково высокого качества всем своим абонентам вне зависимости от их расходов на услуги связи.
Проект, начатый "МегаФоном", является для российских операторов связи пилотным и теоретически может послужить поводом для обвинений в адрес оператора со стороны абонентов, которые будут требовать равного качества предоставляемых услуг. По мнению юристов, пользователи будут обращаться с жалобами в Федеральную антимонопольную службу либо в Общество по защите прав потребителей.
— Я думаю, что это тема для предметного разбирательства в Роскомнадзоре и ФАС, — считает эксперт по телекоммуникационному праву Антон Богатов. — Однако у нас в РФ не определяется понятие "качество оказания услуг подвижной радиотелефонной связи". Нет ни минимальных требований, ни максимальных — нет даже самого понятия "качество". Можно чисто лингвистически сформулировать, что "МегаФон" на самом деле не качество изменяет, а предоставляет некие привилегии лояльным пользователям: тем, кто нам платит больше, мы предоставляем нечто сверх среднего. Если при этом происходит ущемление прав других абонентов, то здесь есть тема для ФАС. Если же действительно предоставляются бонусы сверх чего-то, то это легально.
По словам эксперта, в любом случае из-за отсутствия определения качества потребуется сложная экспертиза, административное расследование и, скорее всего, судебное разбирательство с абсолютно неоднозначным результатом.
Пресс-секретарь МТС Валерия Кузьменко сообщила "Известиям", что компания не планирует запускать системы подобного рода.
— Мы предоставляем высокое качество услуг всем клиентам независимо от их статуса и объема ежемесячного счета. Абоненты имеют равный доступ и к мобильному интернету, и к голосовым услугам независимо от начислений на их счет, — отметила она.
Официальный представитель "ВымпелКом" Анна Айбашева не прокомментировала вопрос о запуске обслуживания, привязанного к ARPU, но заметила, что "абоненты "ВымпелКома" сегодня имеют возможность сами выбрать наиболее удобную им скорость передачи данных исходя из тарифного плана".