re:Store наступает на Германию
Как стало известно РБК daily, владелец сети re:Store купил контрольный пакет немецкого продавца техники Apple. Приобретение могло обойтись примерно в 5—7,7 млн евро. Сеть под брендом Energy Net ориентирована на корпоративных клиентов, среди которых BMW, Lufthansa, Deutsche Bank и Deutsche Post. Новый владелец ожидает, что немецким компаниям будут больше интересны планшеты и смартфоны, а не привычные компьютеры.
Inventive Retail Group (владеет монобрендовой сетью re:Store) приобрела 70% немецкой компании Energy Net у двух ее основателей, сообщил РБК daily гендиректор группы Тихон Смыков. Основатели сохранят пакет в 30% акций и продолжат работать в компании. Сумма сделки не раскрывается. Energy Net имеет статус премиум-реселлера техники Apple, как и сама re:Store. Сеть располагает тремя магазинами такого формата и офисом во Франкфурте. Кроме того, компания обладает серьезной экспертизой в корпоративных продажах, указывает г-н Смыков. Среди ее крупных клиентов числятся такие немецкие компании, как BMW, Lufthansa, Deutsche Bank, Deutsche Post, Leica и др.
Сама re:Store владеет одной из крупнейших сетей магазинов формата Apple Premium Reseller в Германии. До сделки у компании было 12 розничных торговых точек в стране, теперь их стало 15, и к концу года откроется еще 5 магазинов. В результате сделки сеть рассчитывает усилить корпоративный сегмент — он составит около 30% продаж в 2012 году. "Корпоративные заказчики в Европе в отличие от России покупают очень много техники Apple. Особенно спрос растет на iPhone и iPad. Планшеты в работе часто начинают применять вместо компьютеров, хотя бизнес этого реселлера начинался с ноутбуков Mac и моноблоков", — комментирует г-н Смыков.
В России re:Store зарабатывает на корпоративном сегменте всего 3% выручки.
На обсуждении результатов первого квартала 2013 года финансовый директор Apple Питер Оппенхаймер отметил растущую популярность iPhone и iPad среди корпоративных клиентов. По его словам, смартфоны от Apple своим сотрудникам выдают многие крупные компании, в том числе Neiman Marcus, Skanska и Volvo. Планшеты часто используют для работы финансисты, например в Barclays, Nomura Securities и "Банке Пекина", отмечал топ-менеджер.
В 2012 году выручка Energy Net равнялась 36 млн евро, а сам re:Store заработал в Германии около 53 млн евро за последний год. Стоимость сделки оценивается примерно в 4,9—7,7 млн евро. "Если взять за основу мультипликатор EV/Выручка на уровне 0,2—0,3х, получим около 7—11 млн евро за весь бизнес", — говорит аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева. Она поясняет, что это очень приблизительная оценка, основанная лишь на выручке компании. Доходы re:Store в Германии после объединения удвоятся, прогнозируют в Inventive Retail Group. Органический рост собственного бизнеса составит 15—20% в 2013 году, обещают в компании.
В целом европейский рынок приносит группе около 30% оборота, или 170 млн долл. без НДС. Inventive Retail Group также принадлежит местный бренд Humac. Ее ритейлер приобрел за несколько миллионов рублей в марте 2009 года, когда та находилась на грани банкротства. До конца 2013 года сеть под брендом Humac в Дании и Норвегии вырастет до 20 магазинов.
У крупнейших сотовых ритейлеров в России — "Связного" и "Евросети" — нет точек продаж за рубежом. Их представители не стали комментировать сделку re:Store.
Российские ритейлеры не могут похвастаться активной зарубежной экспансией. Из ярких сделок десятилетия можно вспомнить, как в конце 2007 года подконтрольная экс-сенатору Сергею Пугачеву люксембургская компания Luxadvor купила 100% старейшего европейского продуктового ритейлера класса люкс — Hediard — у ее владельца Мишеля Пастро. В 2005 году крупнейшая казахская сеть по продаже бытовой техники и электроники "Сулпак" создала СП с компанией "Эльдорадо". В 2010 году основатель сети Игорь Яковлев докупил еще 51% акций по опциону. В 2011 году британская группа HMV продала российскому предпринимателю Александру Мамуту знаменитую британскую сеть книжных магазинов Waterstone’s за 53 млн фунтов стерлингов.