© ComNews
15.02.2013

За 2012 г. компания "МегаФон" вернула более 40 млн руб. абонентам, пострадавшим от мобильного мошенничества с "короткими" номерами. Это в 30 раз больше, чем за аналогичный период два года назад. Без поддержки правоохранительных органов ситуация с мобильным мошенничеством может ухудшиться, предупреждает оператор.

Об этом вчера журналистам сообщил директор по борьбе с мобильным мошенничеством "МегаФона" Сергей Хренов. По его словам, за 2012 г. специалисты по предотвращению мошенничества ОАО "МегаФон" обработали около 200 тыс. обращений клиентов, связанных с мобильным мошенничеством, аннулировано более 1700 мошеннических префиксов, заблокирована возможность использования "коротких" номеров на более чем 600 интернет-ресурсах, исправлены 400 интернет-ресурсов, вводивших в заблуждение абонентов.

"Казалось бы, результат хороший, но если посмотреть на динамику роста жалоб, то, например, в 2011 г. поступило 65 тыс. жалоб на мобильное мошенничество, а уже в 2012 г. - 200 тыс. Получается странная картина: вроде, мы боремся, а жалобы растут. Все-таки один оператор в этой области вряд ли может изменить ситуацию - существует целый ряд государственных органов, которые также должны быть в это вовлечены. Например, МВД", - рассуждает Сергей Хренов. По его словам, ни один мошенник с "короткими" номерами не был пойман и посажен за три года.

"Мы писали целый ряд писем в МВД о содействии в привлечении мошенников к уголовной ответственности, но никаких мер правоохранительные органы пока не приняли, - разводит руками Хренов. - На нашей стороне экспертиза, вся фактура, и мы готовы сделать все для того, чтобы, наконец, мошенников поймали и посадили".

Пресс-служба МВД вчера воздержалась от комментариев.

По словам Сергея Хренова, "МегаФон" представил в Роскомнадзор предложения по изменению законодательства, призванные решить проблему мошенничества, а в Минкомсвязи компания отправила предложения по изменению законодательства в части борьбы со спамом.

"Любые предложения проходят процедуру тщательного рассмотрения и обсуждения, - сказал ComNews пресс-секретарь Роскомнадзора Владимир Пиков. - Мы пробовали весной прошлого года бороться с контент-мошенничеством при помощи профилактических увещеваний и бесед по душам. Но получили лишь кратковременный положительный эффект – на два месяца. Поэтому сейчас видим реальную необходимость внести ряд нормативных поправок, позволяющих выстроить системный и долговременный заслон перед мошенниками".

"Этот вопрос затронут в рамках публичного обсуждения предлагаемой нами новой концепции отраслевого регулирования, - говорит представитель пресс-службы Минкомсвязи. - В частности, мы предлагаем ввести меры защиты абонентов от навязывания услуг, спама и мошеннических сообщений. Совместно с операторами мы проводим правовую экспертизу по этому вопросу, рассматривается необходимость внесения изменений в нормативно-правовые акты. При необходимости корректировки будут внесены и в закон "О связи".

"Странно, что рынок объемом в 60 млрд руб. в год до сих пор никак не регулируется. И если ситуация не изменится, то количество спама будет увеличиваться, произойдет очередной скачок вредоносных программ, а также возможен всплеск, связанный с фишингом", - предупреждает Сергей Хренов.

В среднем в месяц в ОАО "Мобильные ТелеСистемы (МТС) поступает 7-10 тыс. обращений, по каждому из которых проводится проверка, сказал репортеру ComNews представитель департамента по связям с общественностью МТС Дмитрий Солодовников. "В случае выявления мошеннических схем потерянные деньги клиентам возвращаются. Только за январь этого года объем возвращенных средств по претензиям абонентов составил 4 млн руб., большая часть этой суммы – средства, взысканные МТС с недобросовестных контент-провайдеров", - говорит он.

"В 2012 г. МТС внедрила превентивное оповещение абонентов о существующих у них контент-подписках, запустила платформу по информированию о стоимости контент-услуг в момент покупки. Оператор также перевел все транзакции на собственный сайт для полного контроля процесса подписки и информирования абонентов о стоимости контент-сервисов, подписал соглашение с "Лабораторией Касперского" о борьбе с SMS-спамом и о блокировке телефонных номеров, URL-адресов и USSD-команд, которые используются мошенниками. Предпринятые меры позволили в течение 2012 г. в два-три раза сократить ежемесячное количество жалоб абонентов на мошенничество с "короткими" номерами", - резюмировал Дмитрий Солодовников.

"ОАО "ВымпелКом" также усовершенствовало систему подписочных сервисов на услуги контент-провайдеров, в частности была введена специальная страница для идентификации абонента и подтверждения подписки на стороне "ВымпелКом", - в свою очередь рассказала репортеру ComNews пресс-секретарь оператора Анна Айбашева. - Компания уже давно обсуждает с коллегами по рынку возможность создания некоей ассоциации, которая бы способствовала повышению эффективности мер по защите от мошенничества не только в сфере контент-услуг, но и в сфере мобильной коммерции и финансовых услуг".