CEO TeliaSonera покинул свой пост в связи со скандалом вокруг узбекского бизнеса
Глава шведско-финской TeliaSonera AB Ларс Ньюберг в пятницу объявил об уходе со своего поста, говорится в пресс-релизе компании.
Исполняющим обязанности CEO и президента TeliaSonera назначен Пер-Арне Бломквист, исполнительный вице-президент и главный финансовый директор компании.
Ранее в пятницу TeliaSonera сообщила, что получила заключение от юридической фирмы Mannheimer Swartling, проводившей по заказу компании независимое расследование коррупционного скандала вокруг выхода TeliaSonera на телекоммуникационный рынок Узбекистана и получения лицензий 3G в 2007 г.
По информации TeliaSonera, эксперты Mannheimer Swartling не нашли оснований для обвинения компании и ее менеджмента в подкупе должностных лиц Узбекистана при приобретении местных активов.
Вместе с тем Mannheimer Swartling посчитала недостаточными действия руководства TeliaSonera и ее совета директоров для минимизации рисков недобросовестного поведения при развитии бизнеса в Узбекистане. Компании следовало более тщательно выбирать узбекского партнера, посчитали юристы.
"Я очень рад, что Mannheimer Swartling не нашла никакого подтверждения подозрениям в участии TeliaSonera в коррупции и отмывании денег. Я верил, что так и будет, с момента возникновения этих подозрений. В то же время Mannheimer Swartling подвергла критике TeliaSonera за то, что та, прежде чем инвестировать в страну, не провела более глубокой анализ в отношении своего партнера в Узбекистане, а также в отношении того, как этот партнер приобрел активы, впоследствии купленные TeliaSonera. Даже если сделка была законной, мы не должны были двигаться вперед, не изучив наших контрагентов. Об этом я сожалею", - заявил в пятницу Л.Ньюберг, слова которого приведены в пресс-релизе TeliaSonera.
Он отметил, что одним из последствий отчета Mannheimer Swartling станут изменения в составе совета директоров TeliaSonera. "Для дальнейшего пребывания на посту главы компании мне было необходимо наличие функционирующего совета и его ощутимая поддержка. Но я был уведомлен, что в виду грядущих изменений в совете такая поддержка мне не может быть оказана", - объяснил Л.Ньюберг решение покинуть пост.
Л.Ньюберг возглавлял TeliaSonera с 2007 г. Его контракт истекал в конце 2013 г.
Как сообщалось, антикоррупционная служба прокуратуры Швеции в сентябре этого года инициировала расследование сделки TeliaSonera по покупке узбекского оператора Ucell. Действиям шведских властей предшествовали сообщения в ряде СМИ о возможных взятках со стороны TeliaSonera близким к руководству Узбекистана структурам, в частности компании Takilant Limited, при выходе на сотовый рынок страны.
Параллельно работе шведской полиции свое расследование проводят власти Швейцарии, в банках которой обнаружены счета, возможно, связанные с коррупционным скандалом. Кроме того, TeliaSonera проводила собственное расследование.
TeliaSonera купила компанию Coscom (бренд Ucell) в 2007 г. у американской компании MCT Corp. Позднее 26% компании, а также $30 млн были переданы шведской компанией офшору Takilant Limited в оплату за лицензии и частоты 3G. По заявлению скандинавской компании, на момент покупки лицензий она не располагала какой-либо информацией о связи Takilant с представителями властей Узбекистана.
Позднее, в 2010 г., в рамках опциона TeliaSonera выкупила акции Ucell у Takilant за 1,55 млрд шведских крон (примерно $230 млн), увеличив пакет с 74% до нынешних 94%.
Coscom является вторым по величине сотовым оператором Узбекстана (с учетом "Уздунробита", деятельность которой приостановлена, однако это решение оспаривается), его абонентская база составляет около 9 млн пользователей. Компания владеет лицензиями на оказание услуг сотовой связи в стандартах GSM-900/1800 и 3G.
TeliaSonera не единственная иностранная телекоммуникационная компания, столкнувшаяся с серьезными проблемами в Узбекистане. В июле 2012 г. операции в стране была вынуждена остановить 100%-ная дочерняя компания российского ОАО "Мобильные Телесистемы" (МТС) - "Уздунробита". В настоящее время в отношении "Уздунробиты" инициировано банкротство, а объем предъявленных к компании претензий со стороны местных властей достигает $600 млн.