25.12.2012

Сотовый оператор пересмотрел финансовые взаимоотношения с социальной сетью на фоне падения доходов от платных SMS.

Сотовый оператор "Мобильные телесистемы" отказался увеличивать долю своего вознаграждения за платные SMS в рамках договора с социальной сетью "Одноклассники". Знакомый с ситуацией источник рассказал "Известиям", что МТС хотел увеличить свое вознаграждение до 51% от стоимости каждого SMS, которыми пользователи соцсети расплачиваются за различные услуги (например, за виртуальный подарок на день рождения). В пресс-службе "Одноклассников" эту информацию комментировать не стали.

С социальной сетью "В Контакте" переговоры не велись, и пользователи МТС до сих пор не могут оплачивать услуги при помощи SMS, подчеркнул пресс-секретарь "В Контакте" Владислав Цыплухин.

— В рамках текущей стратегии, направленной на сокращение мошенничества в мобильных сетях и повышение прозрачности в сфере контента, мы обсуждаем и устанавливаем индивидуальные условия работы с каждым из ключевых контент-провайдеров, — заявили в пресс-службе МТС. — При этом все дополнительные сервисы в социальных сетях доступны абонентам МТС в полном объеме.

В ноябре 2012 года МТС в одностороннем порядке решили поднять свою долю в доходах, которые социальные сети "В Контакте" и "Одноклассники" получают от покупки пользователями различного контента, до 51%. Пойти на изменение денежной политики МТС могло заставить снижение доходов, получаемых от социальных сетей. Согласно официальной статистке "Одноклассников", если в феврале 2011 года МТС на SMS зарабатывали 26% от общего дохода социальной сети, то к ноябрю 2012 года ее доля снизилась до 16%. Падение доли прослеживается не только у МТС, но и у "Билайна" — с 19 до 12%. Что касается "МегаФона", то его положение в этой ситуации лишь немногим более радужное: за год доля оператора в SMS-доходах сначала выросла с 13 до 16%, а затем опять упала до 14%.

По мнению председателя Ассоциации правоведов мобильных услуг и контента Надежды Анциферовой, МТС осознала свою ошибку.

— На мой взгляд, чтобы удерживать большую долю рынка, нужно понижать цену за SMS как платежа (увеличить долю партнеров), с тем чтобы делать его более конкурентоспособным. Многие компании сейчас проводят акции по стимулированию оплаты через терминал или через электронные деньги: например, оплати услугу через терминал и получил бонус в подарок. Чтобы не терять свои деньги, "Одноклассники" могли пойти на такой же шаг, — рассуждает она. — Есть и другой вариант: поскольку "Одноклассники" не захотят терять свои деньги, они могли бы увеличить стоимость SMS для конечного пользователя. Тогда пользователи перейдут с SMS на другие способы оплаты.

Несмотря на то, что доля SMS падает, они продолжают оставаться главным источником получения дохода для соцсетей. При этом более крупные покупки пользователи предпочитают делать с помощью других средств оплаты — например, терминалов. В "Одноклассниках" средний чек на одну покупку через терминал оплаты составляет 124 рубля.