Персональный "Яндекс"
Компания "Яндекс" запустила новую поисковую платформу, основой которой стал персональный поиск. Поисковик будет отвечать на предпочтение пользователя в зависимости от истории поиска.
Об этом вчера на пресс-конференции сообщил менеджер поисковых проектов "Яндекс" Денис Рогачевский.
В основе персонального поиска лежит анализ поискового поведения: какие запросы задает человек, на какие сайты переходит, на каком языке общается с поисковой системой. "Анализируя поисковую историю пользователя "Яндекс" делает вывод о том, что ему сейчас важно и интересно. Разумеется, потребности людей меняются, поэтому "Яндекс" анализирует поисковую историю только за последние несколько месяцев, - указывается в пресс-релизе "Яндекса". - Кроме того в новой платформе "Яндекс" реализованы механизмы подсказки поискового запроса, показа запроса других пользователей, совершенных по данной теме и "только что". Еще при создании "Калининграда" компания опробовала 10 формул персональной релевантности. При этом было выделено около 400 тыс. групп похожих по своим запросам пользователей"
"Так, например, по запросу "Гарри Поттера" любителю чтения "Яндекс" найдет, прежде всего, книгу, а не фильм или игру", - сказал Денис Рогачевский и добавил, что персональный поиск подстраивается под человека, опираясь на свой опыт общения с ним. "Это позволяет улучшить качество ответов примерно на 75-80% запросов пользователя", - заверяет он.
Персонализация работает по умолчанию для всех активных пользователей поиска и при желании её можно отключить в настройках сервиса. "Но для подобного поиска необходим определенный массив информации, поэтому в России, Казахстане, Украине и Белоруссии поиск по интересам работает лучше", - предупредил Денис Рогачевский.
"Речь не идет о доступном объеме информации в той или иной стране. Персональная релевантность считается каждый раз, при каждом запросе. Если формула считает, что она может поменять результаты поиска в соответствии с персональными интересами, то она это делает вне зависимости от накопленного объема. Если запрос очень характерен для пользователя, то достаточно маленького объема накопленных данных, если запрос совсем вас не характеризует – то даже имея большой объем данных, персонализация не повлияет на результаты поиска. Скорее, можно говорить о том, что в этих странах много пользователей, для которых персонализация работает", - уточнила репортеру ComNews пресс-служба "Яндекса".
Руководитель проекта "Поиск" Mail.Ru Андрей Калинин рассказал репортёру ComNews о недостатках персонального поиска. "Например, пользователи довольно часто посылают друг другу ссылку на поисковую выдачу - если она будет персонализированной, то они будут видеть разную выдачу. Или, например, один человек может сказать своему другу: поищи в поиске такой-то запрос и, опять же, есть риск, что эти два человека найдут что-то разное. Из-за этого введение персонализации может давать неоднозначный результат. Кроме того, персонализированная выдача может сужать реальный кругозор пользователя: теперь результаты его поиска ограничены не столько его текущими интересами, сколько прошлыми запросами. Опыт контекстной рекламы подсказывает, что даже один неосторожный запрос может назойливо преследовать человека еще долгое время и негативно повлиять на последующие результаты", - пояснил Андрей Калинин и добавил, что идея персонального поиска довольно давно витает в среде разработчиков поисковых систем.
К созданию персонального поиска "Яндекс" шел постепенно. В прошлом году была запущена платформа "Рейкьявик", учитывающая языковые предпочтения пользователя. Затем вышли несколько продуктов, которые отчасти персонализировали подсказки. Так, "Яндекс" стал добавлять в подсказки предыдущие запросы пользователя и сайты, на которые он часто заходит. Все эти продукты являются частью персонального поиска и вошли в "Калининград".
"В поисковой системе Google персональный поиск работает сравнительно давно. Возможно, именно поэтому "Яндексу" ничего не оставалось, кроме как сделать аналогичный ход. В нем используется "история веб-поиска" для авторизованных пользователей, с возможностью редактирования истории, а также есть функционал блокировки отдельно взятых сайтов. Что касается персонализации выдачи в поисковых системах "Рамблер" и Mail.ru, то пока официальных заявлений от поисковых систем не было, - сказал репортеру ComNews руководитель отдела поискового продвижения "Ашманов и партнеры" Александр Козориз. - Система персонального поиска действительно полезна и во многих случаях может сократить время поиска нужной информации. Однако, пока что рано делать серьезные выводы о всех возможных последствиях персонализации поиска в "Яндексе", но факт очевиден: компании, которые еще не начали использовать комплексный Интернет-маркетинг, могут потерять позиции в поисковой выдаче".
По мнению аналитика фонда "Финам Глобал" Нелли Матвеевой, конкуренты "Яндекса" конкурируют с ним как дистрибьюторы его сервиса, поэтому разрабатывать слишком сложные надстройки для них не имеет смысла. "Что касается персонализации результатов поиска, то работы в этом направлении ведутся уже давно, поскольку поисковые системы давно бьются с проблемой омонимии, - рассказала в беседе с ComNews Нелли Матвеева. - В какой-то момент они поняли, что значение омонима – в глазах того, кто использует результаты. Действительно, если бы не было омонимов и различного употребления слов в разных ситуациях, в разных профессиях, то персонализация поиска и не требовалось бы. Каждый пользователь формулировал свой уникальный запрос, который ни с чем нельзя было бы спутать".
По словам коммерческого директора Naumen Игоря Кириченко, "Яндекс" верно движется в рамках мощного мирового тренда, который можно обозначить как "массовая персонализация". "Тренд выражает себя практически во все областях и во многом зависит от интеллектуальности автоматизации. К примеру, наша компания в этом году начала предлагать решение для офисов крупных компаний, где через личный веб-кабинет каждый сотрудник получает онлайн-помощника в рабочих ситуациях, индивидуальный набор услуг и даже предугадывание потребностей от всех внутренних служб офиса (ИТ, уборка, секретариат, парковка и т.п.). В действительности, когда в больших офисах сотрудникам долго приходится добиваться каких-то изменений или обслуживания своего рабочего места, такая персональная забота положительно влияет на настроение, производительность труда и даже сокращает время адаптации новых сотрудников. То есть, "массовая персонализация", это самый действенный способ повысить лояльность и удержать своего клиента", - сказал в беседе с ComNews Игорь Кириченко.