© ComNews
21.11.2012

"Ростелеком" предложил расширить список универсальных услуг связи (УУ), включив в него персональный широкополосный доступ в Интернет, а также использовать многофункциональные информационные терминалы (инфоматы) в качестве пунктов коллективного доступа (ПКД). Компания считает, что УУ могут частично финансироваться из государственного бюджета.

Об этом рассказал директор по стратегическому развитию ОАО "Ростелеком" Алексей Мальцев на XV Научно-практической конференции Международной академии связи. "Мы полагаем, что пакет УУ должен быть расширен. Помимо доступа в Интернет через ПКД, целесообразно подключить в труднодоступных районах персональный ШПД, - пояснил он. - Для обеспечения равной доступности мы также предлагаем государству использовать инфоматы в качестве ПКД. Это устройство может гарантировать как телефонную связь, так и доступ в Интернет. Такие инфоматы можно установить в каждом муниципалитете России".

Программа УУ существует с 2005 г. и предназначена для телефонизации и интернетизации удаленных регионов, которые операторы не предоставляли услуги добровольно из-за низкой рентабельности. Правительство обязало всех операторов перечислять по 1,2% выручки в фонд универсального обслуживания. Фонд компенсирует убытки победителям конкурсов, которые обязались за меньшую плату оказывать населению в труднодоступных регионах обязательный минимум услуг: телефонную связь через таксофоны и интернет-доступ через ПКД. Всего УУ предоставляет 21 оператор, в том числе "Ростелеком" и "Почта России".

Пресс-служба "Ростелекома" уточнила репортеру ComNews, что оператор установил около 1 тыс. инфоматов в различных городах России, в том числе 500 создано на государственные средства, а остальные – на средства оператора.

Алексей Мальцев отметил, что предложения по совершенствованию УУ компания направила в Минкомсвязи. Он подчеркнул, что предоставление персонального ШПД потребует значительных инвестиций. "Развитие УУ ограничивает размер фонда, - пояснил он. – Поэтому на первом этапе было бы правильно обеспечить персональный доступ в Интернет лишь на самых удаленных и труднодоступных территориях".

С мнением Алексея Мальцева солидарен и заместитель генерального директора холдинга "Связьинвест" Михаил Лещенко: "Для преодоления цифрового неравенства разумным решением будет в ближайшее время реформировать фонд и существенно расширить само понятие УУ, а также перенаправить финансирование из фонда с таксофонов на ШПД. Кроме того, в финансировании фонда могло бы принять участие и государство – подобный опыт успешно применяется в США и Канаде".

Оператор "МегаФон" также внес предложения по реформе УУ. Согласно презентации главы департамента ОАО "МегаФон" по правовому обеспечению Дмитрия Петрова, услуги должны оказываться на основе принципа технологической нейтральности и разделяться на индивидуальные (с использованием устройства, принадлежащего абоненту) и коллективные. "Развитие инфраструктуры для УУ, оказываемых индивидуально, обеспечит весь комплекс услуг: голосовую связь, доступ в Интернет с использованием различных устройств, доступность государственных услуг в электронной форме, удобство пользования, несопоставимое с коллективным терминалом", - указано в презентации.

Федеральное агентство связи (Россвязь, курирует УУ) с недоверием отнеслось к инициативе "Ростелекома". Пресс-служба ведомства на запрос репортера ComNews ответила, что средств фонда универсального обслуживания не хватит для расширения списка УУ без свертывания действующих, а возможность финансировать проект из бюджета пока не рассматривается.

В прошлом году регулятор приостановил проведение конкурсов на право предоставления УУ. Официальная причина – необходимость совершенствования законодательной базы. Летом регулятор обсуждал возможные реформы в системе УУ, однако никаких официальных изменений не произошло. "Следующий конкурс на оказание универсальных услуг связи на территории Центрального федерального округа уже объявлен, - пояснила пресс-служба Россвязи. - Подведение итогов состоится в январе 2013 г.".