20.11.2012

По их мнению, применение чиновниками устройств на основе iOS и Android угрожает национальной безопасности.

Использование госслужащими устройств компании Apple на основе операционной системы iOS и устройств их конкурентов на платформе Android угрожает национальной безопасности, считает депутат Госдумы Илья Костунов. По этой причине сразу после зимних каникул он займется законотворческой деятельностью в области информационной безопасности.

— Операционные системы Android, iOS и устройства на их основе не проходили специальной сертификации и с точки зрения государственной безопасности являются незащищенными, — объясняет Костунов. — Возможны также аппаратные закладки производителей "железа". Можно надеяться, что у компаний нет злого умысла и они благородные рыцари в белых плащах, но тем не менее мы всю контактную базу чиновников, переписку через электронные устройства открываем для доступа этим компаниям. Никаких гарантий того, что они эти сведения не смогут использовать, у нас нет. В этом направлении работаем над поправками в закон, которые потребуют разработки подзаконных актов, гарантирующих безопасность госинформации. Это сложная тема, требующая согласования с большим количеством силовых ведомств.

Депутат уверен, что чиновников не нужно ограничивать в использовании таких иностранных гаджетов, но необходимо, чтобы государственные служащие не использовали планшеты и смартфоны на работе для передачи сведений, представляющих служебную ценность.

Илья Костунов известен тем, что одним из первых в парламенте задумался над вопросами национальной безопасности в области IT. Сейчас он заканчивает работу над законопроектом, который обяжет всех чиновников пользоваться для рабочей переписки государственной электронной почтой, а не частными почтовыми сервисами наподобие Gmail, "Яндекс" или Mail.ru.

Задуматься об угрозе национальной безопасности депутата заставил недавний скандал, поднятый в СМИ в связи с тем, что Московская областная дума закупает в качестве "сувенирной продукции" планшеты Apple iPad. Гаджеты Apple необходимы для перевода учреждения на электронный документооборот.

— Я не понимаю, для чего чиновнику за государственные деньги iPad, когда можно купить за цену вдвое ниже стационарный компьютер или ноутбук с не меньшим быстродействием, но чуть большими габаритами, — говорит Костунов. — Сейчас деньги на закупку техники тратятся бессистемно. Вполне возможно, что есть специальная необходимость для некоторых категорий сотрудников, но обоснований пока нет.

Тем не менее подмосковная дума — не единственное учреждение, которое закупает иностранные гаджеты для каких-либо целей. Как удалось выяснить "Известиям", УМВД России по Оренбургской области объявило тендер на покупку ценных подарков на сумму 2,1 млн рублей. Среди них 27 трехмерных LED-телевизоров 32–37" Samsung, 27 видеокамер Flash HD Sony HDR-CX250E, 16 смартфонов Samsung S6802 Galaxy Ace Duos black и другие гаджеты.

В пресс-службе МВД сообщили, что ценные подарки были приобретены для поощрения сотрудников органов внутренних дел УМВД России по Оренбургской области за высокие результаты в оперативно-служебной деятельности.

Всего же на сайте госзакупок "Известиям" удалось найти несколько десятков тендеров на покупку смартфонов и планшетов на платформах iOS, Android, Windows 8 и Symbian.

— К сожалению, далеко не все знают, что устройства на Android или iOS, мобильные телефоны и другие технические новинки с точки зрения безопасности являются домом со стеклянными стенами, — сетует Костунов. — Существуют технологии как удаленного снятия информации без ведома хозяина, так и использования их для скрытого наблюдения. Такие проблемы неоднократно обсуждались на информационных формах безопасности. При наличии технической возможности на устройства можно записать что угодно, выгрузить что нужно и использовать ваше устройство для незаметной слежки за хозяином гаджета. Хотя отдельно взятые гаджеты наши спецслужбы уже эффективно защищают.

По мнению сенатора Руслана Гаттарова, в решении проблемы надо использовать более широкий подход.

— Решать проблему угрозы кибербезопасности нужно по-другому: комплексно, а не выхватывать часть истории, запретив чиновникам пользоваться Apple, Samsung или другими устройствами на основе иностранных операционных систем. Так мы не решим всю проблему кибербезопасности, — рассуждает он. — Безопасным программным обеспечением можно назвать так называемое свободное программное обеспечение (СПО), распространяемое с отрытым программным кодом. Будет интересно посмотреть, как он переведет чиновников на СПО, это невозможно. Но тем не менее у нас вся информационная инфраструктура построена на иностранном программном обеспечении и "железе", которое также может быть небезопасным. Стратегия кибербезопасности сейчас обсуждает Совет Федерации с представителями отрасли, и все предложения можно рассмотреть там.

Председатель Пиратской партии Павел Рассудов считает, что проблема Костуновым поставлена правильно.

— Утекать данные могут с любого проприетарного программного обеспечения (патентованное ПО). Вся информация утекает в США, и крупные компании, такие как Apple и Google, работают со спецслужбами, — предостерегает Рассудов. — Нужно ли запрещать? Сказать сложно. Но содействовать внедрению СПО нужно. СПО является залогом того, что не будет утечек данных.