17.09.2012

На прошлой неделе несколько российских телеком-СМИ, в том числе ICT-Online.ru, получили электронное письмо от человека, представившегося специалистом Сбербанка по кредитованию. В нем он описывает особенности кредитной политики "Ростелекома", которая, по мнению автора послания, может привести к невозврату взятых обязательств, коллапсу компании и, как следствие, – отрасли. ICT-Online.ru запросил экспертов "Ростелекома", чтобы они прокомментировали некоторые постулаты послания.

"Пишу Вам, потому что на протяжении последних нескольких лет являюсь свидетелем (и, получается, соучастником) странной политики по отношению к "Ростелекому"… По факту мы имеем реальную угрозу коллапса не только крупной госкомпании, но и серьезные риски, связанные с невозвратом "Ростелекомом" взятых кредитов… Мне стало ясно, что плачевность ситуации в "Ростелекоме" пока особо никто не отражает. А когда все случится, будет уже поздно", – в таком стиле начиналось письмо, высланное с адреса sergeymilkus@gmail.com. А заканчивается письмо следующим пассажем: "Нельзя сказать, что эта тема никак не поднимается в российских СМИ. Это было бы странно, ведь "Ростелеком" – крупная компания. Просто из того, что я читал на эту тему, мне стало ясно, что плачевность ситуации в "Ростелекоме" пока особо никто не отражает. А когда все случится, будет уже поздно".

К письму были приложены xls-выписка из кредитного портфеля Сбербанка и аналитическая записка о выручке, рентабельности и инвестициях "Ростелекома".

Рассылка была сделана на прошлой неделе, и СМИ отреагировали на них по-разному (по пути напомним, что ПР, в том числе чёрный, в том числе в телекоммуникационной отрасли, уже обсуждают на открывшейся вчера, 13 сентября 2012 года, конференции BalticPRWeekend в Петербурге).

В письме было указано: "Рост выручки компании на 80 % обусловлен ростом от неосновной деятельности. Традиционный сегмент стагнирует. Доля высокорентабельного корпоративного сегмента у "Ростелекома" снижается, зато растет доля низкомаржинальных госсуслуг. Еще одно свидетельство крайне неэффективной политики "Ростелекома" – это отношение к нему на рынке: компания торгуется ниже, чем международные аналоги. Все это негативно влияет на рентабельность… Показатель "Долг/EBITDA" по итогам полугодия достиг 1,5x".
Напомним, что недавно компания "Ростелеком" подвела итоги II квартала и первого полугодия 2012 года (см. новость раздела "Ростелеком финансовые итоги" от 30 августа 2012 г.).

В частности, редактор TelecomDaily Виктор Логинов ответил: "Наше издательство находит новости самостоятельно, информацию второй свежести предпочитает не использовать, а с анонимными стукачами не работать". Копию ответа Виктор Логинов опубликовал у себя в Facebook с комментарием: "Слабенький наброс… любой из профильных журов сделал бы его куда более агрессивным и возмущающим общественность, при желании…"

Руководитель проекта Roem.ru Юрий Синодов, также получивший данное письмо, кратко резюмировал в тематическом сообществе в Facebook: "Вывод простой – писать нечего".

Не заинтересовала рассылка и аналитиков ИФК "Метрополь", получивших её копию от ICT-Online.ru c предложением "отделить в прилагаемых материалах факты, важные для участников рынка и для общества (учитывая, что большая часть акций "Ростелекома" и Сбербанка принадлежат государству), от чёрного пиара". Поблагодарив за запрос, начальник отдела по работе со СМИ Юлия Кудрявцева, ответила: "Не готовы давать какие-либо комментарии по данной теме".

Однако отметим, что после объявления финансовых итогов "Ростелекома" ИФК "Метрополь" разослала аналитический обзор под названием "Ростелеком": Слабые результаты за 2К 2012 г. скрывают происходящие положительные изменения", в котором эксперты компании указывали: "Результаты компании за второй квартал оказались слабыми, однако мы считаем, что они не должны восприниматься в качестве сигнала о том, что компания идет в неправильном направлении. Напротив, по нашему мнению, "Ростелеком" демонстрирует значительный прогресс в перестройке своего бизнеса".

Интересно, что рассылка по редакциям совпала по времени со статьёй в "Ведомостях" от 6 сентября 2012 года "Правительство готовит замены в руководстве "Связьинвеста" и "Ростелекома". В ней, в частности, указано: "Многие ключевые должности в "Связьинвесте" и "Ростелекоме" заняты людьми, близкими к компании "Маршал капитал", и Минкомсвязи сейчас пытается вернуть "Ростелеком" под свой контроль, объясняет чиновник Минкомсвязи. По его словам, назначение Кудимова – первый шаг в этом направлении. Конечная цель – смена топ-менеджмента "Ростелекома", уточняет знакомый Кудимова".

Под перепечаткой этой статьи в Comnews.ru появился комментарий: "Зачем и кому нужна эта статья?.. Руководители компаний должны работать в спокойной обстановке. Совершенно точно менеджменту "Ростелекома" эта статья в газете только добавила нервозности и неуверенности в действиях. Человек, который приходит на позицию топа в такой компании должен иметь контракт как минимум на три года, чтобы можно было четко выстроить план действий и реализовать его. Не надо чехарды кадровой, не должен руководитель чувствовать себя временщиком, главная задача которого обеспечить безбедное существование в будушем. Не надо таких статей. Они вредны!"

Соавтор статьи Олег Сальманов из "Ведомостей" сообщил ICT-Online.ru: "Я такого письма [от С. Милкуса, - прим. ред.] не получал. Не знаю, насколько оно является организованным "сливом", цифры в письме, если честно, не сильно убедительны… Вокруг "Ростелекома" сейчас идут процессы, большей частью "подковерные", и неудивительно, что их участники зачастую пытаются влиять на ситуацию, в том числе и с помощью СМИ. И думаю, число соответствующих статей и постов в соцсетях в ближайшее время еще вырастет. Является ли это частью "кампаний черного пиара"? Вполне вероятно, но я пока не знаю о конкретных фактах заказа статей в данной ситуации, хотя некоторые из них, бывает, выглядят странно. Мне кажется, проблема "черного пиара" отпадет сама собой, если СМИ будут честно и профессионально выполнять свою основную функцию – информирование граждан. То есть не обходить тему молчанием, если она существует, но при этом проверять поступающую к ним информацию и давать высказываться всем сторонам. И не забывать, что СМИ информируют именно граждан, а не являются просто каналом для доведения информации до decision-maker'а".

Генеральный директор консалтинговой компании Youngers Group Денис Прокопенко прокомментировал рассылку: "Это банальный вброс, элемент комплексных пиар-кампаний. Сам по себе не работает, особенно по отношению к "Ростелекому" как к давнему фигуранту пиар-войн. У участников рынка уже сложился иммунитет к таким вбросам. Даже если бы кто-то официально выступил с критическими рекомендациями по бумагам "Ростелекома", то это восприняли бы спокойно, как отдельное мнение. Чиновники и другие люди, принимающие решения, давно не смотрят на такой пиар, они смотрят на объективные показатели. Здесь же взяли аналитику и прикрепили комментарий от имени подложного сотрудника. Наверняка будет и продолжение".

Насколько известно ICT-Online.ru, "Ростелеком" и Сбербанк озадачились поиском автора письма, но пока его не нашли.

Портал ICT-Online.ru приводит фрагменты письма, пришедшего в редакции телеком-СМИ, с комментариями пресс-службы "Ростелекома" (комментарии сторон отмечены как Сергей Милкус (СМ) и "Ростелеком" (Р) соответственно).

Сергей Милкус: "Здравствуйте! Подозреваю, что подобные письма Вы получаете часто. Но тем не менее надеюсь, что к моему письму Вы отнесетесь с вниманием. В силу очевидных причин я не могу назвать Вам свое имя и точную должность. Остановимся на том, что я работаю в Сбербанке и имею непосредственное отношение к кредитованию крупных клиентов. Пишу Вам, потому что на протяжении последних нескольких лет являюсь свидетелем (и, получается, соучастником) странной политики по отношению к компании "Ростелеком". То, что мы кредитуем его, является общеизвестным фактом. А как иначе, если это крупная государственная компания, которая показывает стабильный рост, хорошие показатели, прибыль и т. д. и т. п. Так-то оно так, да только мало кто вчитывается в отчетность "Ростелекома". Чистый долг компании растет, не переставая, уже больше трех лет – с 2009 года. По итогам двух кварталов этого года он вырос по сравнению с аналогичным периодом 2011 года на 33 % и на 100 % по сравнению с 2009 годом – до 185 млрд рублей. Показатель "Долг/EBITDA" по итогам полугодия достиг 1,5x. Впрочем, менеджмент компании считает комфортным уровень до 2,0x".

"Ростелеком": "Компания, действительно, имеет значительный запас прочности в отношении привлечения заемных средств. И это преимущество, а не недостаток. До реорганизации и присоединения МРК у "малого" "Ростелекома" чистый долг был вообще отрицательным – компания имела больше денег, чем долгов, но основные финансовые показатели при этом (выручка, прибыль и т. д.) ухудшались. Рост долговой нагрузки за последнее время в рамках комфортного диапазона – свидетельство того, что компания растет, вкладывает средства в свое развития, в том числе привлекая и заемные средства. Уровень долга до 2х считается комфортным консервативными инвесторами, а также международными рейтинговыми агентствами (Fitch, Standar&Poor’s). Для сравнения предлагаем посмотреть на уровень долга у листингованных компаний нашего сектора (например, "ВымпелКом")".

СМ: "Рост выручки компании на 80 % обусловлен ростом выручки от неосновной деятельности. Традиционный сегмент стагнирует. Доля высокорентабельного корпоративного сегмента у "Ростелекома" снижается, зато растет доля низкомаржинальных госсуслуг. Еще одно свидетельство крайне неэффективной политики "Ростелекома" – это отношение к нему на рынке: компания торгуется ниже, чем международные аналоги. Все это негативно влияет на рентабельность".

Р: "Это очевидное передергивание фактов. Действительно, бизнес фиксированной связи (услуги местной связи, МГ/МН) стагнирует, и это общемировая тенденция. "Ростелеком", согласно принятой 5-летней стратегии, делает ставку на новые направления бизнеса. Такие как широкополосный доступ в Интернет, платное телевидение, "облачные" сервисы, мобильная передача данных. Именно эти услуги и являются драйверами увеличения выручки, их доля растет, а доля доходов традиционных услуг снижается. В этом и есть основной смысл: заместить "умирающие" виды услуг современными и пользующимися спросом, чтобы компания  могла самостоятельно развиваться и имела перспективы.

С этой точки зрения не очень понятно, что имеет в виду анонимный автор под утверждением, что "80 % роста выручки обеспечено неосновной деятельностью". Корректнее сказать – новыми и растущими сегментами! Мы ожидаем, что на их долю в обозримом будущем будет приходиться основная часть доходов компании.

Мы хотели бы также напомнить, что в 2011 – 2013 годах компания проходит пиковые периоды инвестиционной активности, обусловленные разворачиванием мультистандартной сотовой сети. Вводится в эксплуатацию новое оборудование, идет активное продвижение бренда для стимулирования продаж как существующих продуктов, так и сервисов мобильной передачи данных, которые скоро будут доступны в сетях 3G. Принимая во внимание, что все эти мероприятия направлены на увеличение доли высокомаржинальных доходов, а также учитывая запуск инициатив по улучшению операционной эффективности, в среднесрочной перспективе мы ожидаем положительного эффекта как на уровень маржинальности бизнеса, так и на величину чистой прибыли компании.

Что касается доли корпоративного сегмента, то по итогам последнего отчетного периода – II квартала 2012 года – она не упала, а даже несколько выросла. Может быть, автор смотрит на выручку I квартала 2012 года, где у нас был отражен значительный ОДНОРАЗОВЫЙ (выделено "Ростелекомом", – прим. ред.) доход от проекта "Веб-камеры на выборах Президента РФ". В этом случае там на самом деле доли "поплыли", причем во всех сегментах – не только корпоративном. Мы об этом неоднократно публично рассказывали на конференц-звонках и в релизах. Именно поэтому с этой точки зрения I квартал не показателен. Если говорить об итогах последнего завершенного финансового года, то в корпоративном сегменте мы делаем большие успехи: доходы топ-400 корпоративных клиентов выросли на ТРЕТЬ (аналогично, – прим. ред.) по итогам 2011 года. Во втором квартале 2012 года рост по всему корпоративному сегменту составил 6 %. Обратите внимание, что речь идет о работе на высококонкурентном рынке!

Теперь об отношении рынка к компании и ее инвестиционной привлекательности. Чтобы не уточнять, с какими конкретно аналогами нас сравнивает автор, предлагаем проанализировать непосредственное мнение инвестбанкиров, которое выражается в их рекомендациях по отношению к конкретной бумаге. Текущий консенсус прогноз рекомендаций аналитиков крупнейших инвестиционных банков (см. ниже) дополнительных комментариев, полагаем, не требует: потенциал рост акций "Ростелекома" – более 30 %!!!"