24.08.2012

Венчурный фонд "Лидер-инновации" под управлением УК "Лидер", среди совладельцев которого структуры Юрия Ковальчука и "Газпрома", ведет переговоры о покупке акций производителя софта для кафе и ресторанов iiko. Ожидаемая сумма сделки - $10 млн. В России добиться существенного роста продаж iiko, созданной основателем ABBYY Давидом Яном, будет нелегко: 70% рынка контролирует компания UCS с системой R-keeper. Поэтому iiko делает ставку на зарубежные рынки.

О том, что венчурный фонд "Лидер-инновации" управляющей компании "Лидер" собирается инвестировать $10 млн в производителя софта для ресторанов iiko, "Ъ" рассказали два источника, знакомые с ходом переговоров. Основатель компании Давид Ян и гендиректор iiko Роман Аврамов отказались от комментариев, так же поступили в УК "Лидер".

В январе стало известно, что компания ведет переговоры с несколькими крупными инвестфондами, чтобы получить средства на международную экспансию; рассматривались рынки стран Азии и Восточной Европы - Болгарии, Чехии, Польши. Какой пакет акций iiko получит "Лидер-инновации" в случае успешного завершения сделки, не раскрывается.

Это не первый раунд инвестиций для iiko: в 2007 году венчурное подразделение компании "Тройка Диалог" вложило в развитие компании несколько миллионов долларов и получило 36% iiko. 17% акций компании принадлежит Давиду Яну (основал в том числе ABBYY - компанию с оборотом, превышающим $100 млн, работающую в 11 странах), остальные распределены между группой частных лиц.

"Это утопическая идея, но тем не менее мы с Максимом Нальским, моим партнером, инвестировали деньги с целью создать лучшую в мире систему управления ресторанным бизнесом" , - Давид Ян, основатель ABBY и iiko, в интервью Forbes летом 2011 года.

Проект iiko был запущен в августе 2005 года Давидом Яном и Максимом Нальским. Разработка продуктов ведется в Казани. По данным компании, на сегодня количество ресторанов, где установлена продукция iiko, превысило 2,5 тыс. Ключевые клиенты - "Г.М.Р. Планета гостеприимства", "Кофе Хауз" и группа компаний Аркадия Новикова. Помимо iiko на рынке присутствуют такие системы управления ресторанами, как R-keeper, Tillypad, "Рарус", "Астор", Micros.

Программное обеспечение для ресторанов фиксирует продажи блюд, время прихода и ухода сотрудников, автоматизирует расчет стоимости блюд и заработных плат. Акционерам предоставляются данные о финансовых результатах работы ресторанов. Менеджеры видят остатки по продукции и средств на кассе.

"К 2015 году мы планируем иметь как минимум 50% продаж за рубежом,- рассказывал Давид Ян в интервью Forbes в июле 2011 года.- В 2008 году мы начали продажи. За два последних года количество установок iiko превысило 1,4 тыс.". Установка программы может стоить от 30-60 тыс. руб. для одного ресторана и 300 тыс. руб. для другого (в зависимости от количества рабочих станций). По словам господина Яна, если брать ее в аренду, то она стоит 3-5 тыс. руб. в месяц: это абонентская плата, если не хочется покупать продукт сразу. "В отличие от других систем, наша объединяет значительное количество бизнес-процессов - и склад, и финансы, и кассу, и управление персоналом (мотивационная схема, система лояльности, событийное видеонаблюдение)",- отмечал он.

По оценке коммерческого директора компании UCS (конкурент iiko; производит софт для ресторанов под брендом R-keeper, лидирующий в своем сегменте) Галины Ретоевой, до кризиса количество ресторанов в России увеличивалось на 20% ежегодно, и сейчас прирост вернулся на докризисный уровень. "Сейчас в России не больше 20 тыс. ресторанов. Рынок и так небольшой. А у iiko из клиентов - всего две крупные сети",- обращает внимание госпожа Ретоева. По ее словам, UCS держит 70% рынка, R-keeper (его стоимость - 110 тыс. руб. для одной точки) установлен в 25 тыс. ресторанов в 34 странах мира. Поэтому логично, что компания Давида Яна и Максима Нальского рассчитывает на зарубежные рынки.