08.08.2012

Российские пользователи предпочитают "ВКонтакте" и "Одноклассники" зарубежным соцсетям. При этом культура общения в сети Павла Дурова сильно уступает как западным Facebook и Twitter, так и "Одноклассникам". Зато "ВКонтакте" лидирует по использованию бранной лексики и сильно отстает по богатству словарного запаса пользователей. В то же время в западных соцсетях, несмотря на литературный язык, больше агрессии и цинизма.

Психологические особенности аудитории социальных сетей в России исследовала коммуникационная группа "Византия". По ее подсчетам, наибольшей популярностью пользуется "ВКонтакте" - она служит основной соцсетью для 36,5% пользователей. Чуть меньше в Рунете приверженцев "Одноклассников" - 32,6%. Третье место занял Facebook с долей в 14,4%, а Twitter и "Мой мир" признали своими основными площадками менее 10% любителей интернет-общения.

Контент-анализ коммуникаций в соцсетях показал, что сквернословить принято на страницах "ВКонтакте" - там на тысячу слов приходится в среднем нецензурных 17,2. Чуть реже бранятся в "Моем мире" (16,3 ругательства), "Одноклассниках" (15,4) и Twitter (15,5). На наиболее литературном языке общаются российские пользователи Facebook. У них на тысячу слов приходится бранных всего 12,8, его аудитория к тому же обладает самым большим словарным запасом. С большим культурным отрывом за Facebook следуют "Одноклассники" и Twitter. Запасом менее чем 2 тыс. слов обходятся в соцсетях "ВКонтакте" и "Мой мир".

В фокус-группах и анкетах исследователи проверили, насколько у пользователей выражены агрессивность и цинизм в общении в конкретных соцсетях. Этот признак выражен ярче всего у московских пользователей Facebook и наименее заметен у региональных пользователей "Одноклассников" и "Моего мира". Столичная аудитория соцсети Марка Цукерберга также ведет по показателю циничности, в то время как региональные пользователи отечественных площадок остаются более наивными. Кроме того, психологический портрет опрошенных пользователей дополнили показателем враждебности к собеседникам. Выяснилось, что своих "друзей" чаще воспринимают как "врагов" региональные пользователи "ВКонтакте" и сети "Мой мир", а самыми "миролюбивыми" стали столичные участники Twitter и "Одноклассников".

Исследователи утверждают, что в России во всех без исключения соцсетях больше половины пользователей - женского пола. Меньше всего мужчины вовлечены в соцсеть "Мой мир": они занимают всего 29,6% аудитории. Самой мужской соцсетью стал Facebook: среди его аудитории 46,3% мужчин и 53,7% женщин. В "Одноклассниках" и "ВКонтакте" мужская доля не превышает 40%, от них незначительно отличается и соотношение полов в микроблоге Twitter.

Коммуникационная группа "Византия" опросила для исследования 2 тыс. пользователей социальных сетей в возрасте от 16 до 60 лет, из них 500 - жители столицы и 1,5 тыс. - из регионов.