Иногда МТС возвращается
МТС возобновила работу в Туркмении после полутора лет перерыва. Теперь ее 100%-ная "дочка" BCTI будет ежемесячно перечислять 30% прибыли местной госкомпании "Туркментелеком" – то есть на 10% больше, чем до конфликта с властями, которые внезапно отозвали у МТС лицензию в декабре 2010 г. За это время почти все абоненты МТС перешли к конкуренту - госоператору "Алтын Асыр".
ОАО "МТС" и ее 100%-ная дочерняя компания Barash Communications Technologies, Inc. (BCTI), Республика Туркменистан, Министерство cвязи Туркменистана, государственная компания электросвязи (ГКЭ) "Туркментелеком" и компания "Алтын Асыр" (второй сотовый оператор в республике, принадлежит государству) 25 июля 2012 г. подписали соглашение об урегулировании всех взаимных претензий, связанных с приостановкой деятельности МТС в Туркменистане в декабре 2010 г.
Согласно договору, заключенному между МТС и "Туркментелекомом", BCTI будет ежемесячно выплачивать ГКЭ 30% чистой прибыли. Договор заключен на пять лет с возможностью пролонгации на такой же срок при соблюдении ряда условий. Как говорится во вчерашнем сообщении МТС, компания получила лицензии GSM и 3G сроком на три года и выполнила технические и юридические условия, необходимые для возобновления операций в Туркменистане. "Состояние инфраструктуры МТС в Туркменистане позволяет оперативно восстановить сеть и начать предоставление всех услуг в прежнем объеме более чем 2,4 млн абонентов", - передает пресс-служба МТС.
Пресс-секретарь МТС Валерия Кузьменко пояснила ComNews, что сеть будет запущена сразу на всей лицензионной территории до конца III квартала, услуги будут оказываться в прежнем объеме. "Абоненты сохранят свои номера, а те, у кого оставались деньги на счету, смогут ими пользоваться", - добавила она.
"МТС, само собой, столкнется с тем, что не все 2,4 млн пользователей вернутся к оператору сразу, однако многолетний опыт не только предоставления услуг, но и работы с пользователем, наработанные маркетинговые схемы и программы повышения (возврата) лояльности позволят компании восстановить свое конкурентное положение в ближайший год", - полагает аналитик ComNews Research Марина Коробкова.
С первых дней работы в Туркмении МТС была вынуждена пойти на кабальные условия: помимо налогов BCTI была обязана отчислять в местный бюджет 20% чистой прибыли (для того чтобы принудить к этому МТС, туркменские власти заморозили лицензию BCTI буквально через несколько дней после ее покупки российской компанией в 2005 г.). Но и этого туркменскому режиму показалось мало: в декабре 2010 г. правительство республики временно прекратило деятельность BCTI, которая на тот момент контролировала 83% туркменского рынка сотовой связи. Изначально лицензия была приостановлена на месяц, но по его истечении компании не удалось возобновить работу (см. новость на ComNews от 24 января 2011 г.).
На момент прекращения лицензии МТС обслуживала в Туркменистане 80% абонентской базы, или 2,4 млн абонентов из возможных 3 млн, годовая выручка BCTI в 2010 г. составила $200 млн. "Запрет на работу в прямом смысле слова вызвал дефицит мобильной связи в стране, и в первые месяцы немногочисленные офисы "Алтын Асыра" брали штурмом, - вспоминает аналитик ComNews Research Марина Коробкова. - Это произошло поскольку "Алтын Асыр" не был готов к такому наплыву новых пользователей - ни с точки зрения обеспечения каждого желающего SIM-картой, ни с точки зрения емкости сети, которая по покрытию значительно уступает МТС. Более того, в стране как в 2010 г., так и сейчас, низкое проникновение фиксированной телефонии - приблизительно 20%, что также стимулирует спрос на сотовую связь".
Власти потребовали, чтобы МТС до конца 2010 г. демонтировала 90% оборудования BCTI и разорвала контракты с абонентами (в конце декабря 2010 г. их насчитывалось около 2,4 млн). МТС даже не смогла вывезти из страны сетевое оборудование BCTI и оценивала ущерб от прекращения деятельности в Туркмении в $585 млн (см. новость ComNews от 27 мая 2012 г.). В конце мая 2012 г. Владимир Евтушенков, председатель совета директоров АФК "Система" - основного акционера МТС, – заявил, что BCTI возобновит операции в Туркмении в ближайшие три-четыре месяца.
"МТС с удовлетворением сообщает о возобновлении своей деятельности в Туркменистане и считает позитивным тот факт, что решение, отвечающее интересам обеих сторон, было найдено в результате конструктивных переговоров между представителями правительства Туркменистана, МТС и ее основным акционером – АФК "Система", – радуется президент МТС Андрей Дубовсков. – Уверен, что достигнутые договоренности, закрепленные в постановлении президента Туркменистана, послужат основой долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества, в результате которого выиграет все население Туркменистана, а экономика страны получит новый импульс для дальнейшего динамичного развития".
"Отчисления в 30% от прибыли государству, очевидно, были результатом длительных переговоров МТС с властями Туркменистана, - констатирует аналитик "Уралсиб Кэпитал" Константин Белов. - Если компания согласилась на такие условия, значит, они ее устраивают. То, что МТС возвращается на рынок Туркменистана, - позитивная для оператора новость. Однако пока не ясно, как распределятся рыночные доли. Кроме того, МТС предстоят значительные инвестиции в инфраструктуру, которая длительное время простаивала".
По данным статистического комитета Туркмении, "Алтын Асыр" на настоящий момент обслуживает 2,6 млн абонентов, что составляет приблизительно 55% от всего населения страны. В 2010 г. абонентская база компании составляла 500 тыс. человек.
Конфликт в Туркмении был первым ударом для МТС в Средней Азии, а вторым стала ситуация в Узбекистане. 17 июля узбекские власти приостановили действие лицензии дочерней компании МТС "Уздунробита" с формулировкой "неоднократные и систематические грубые нарушения, невыполнение предписаний контролирующего органа". "Уздунробита" была вынуждена оставить 9,5 млн абонентов без связи на 10 дней (см. новость ComNews от 18 июля 2012 г.). Генпрокуратура Узбекистана ведет расследование в отношении топ-менеджеров оператора, одного из них заключили под стражу. Министерство иностранных дел (МИД) РФ и уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов даже заявили о готовности вмешаться, пообещав способствовать урегулированию конфликта компании с властями Узбекистана.