Омбудсмен и МИД позаботятся о "дочке" МТС
Уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов готов помогать узбекской "дочке" МТС, деятельность которой была заморожена 17 июля. МИД также обеспокоен ситуацией с компанией.
"В Узбекистане есть проблемы у "Системы" (АФК "Система" является контролирующим акционером МТС). Если они к нам обратятся, то мы будем заниматься и этой проблемой тоже", - заявил Борис Титов на пресс-конференции в среду. Омбудсмен напомнил, что защита российского бизнеса за рубежом будет одним из направлений его деятельности.
Действие лицензии дочерней компании МТС "Уздунробита" узбекские власти приостановили 17 июля с формулировкой "неоднократные и систематические грубые нарушения, невыполнение предписаний контролирующего органа". "Уздунробита" была вынуждена оставить 9,5 млн абонентов без связи на 10 дней (см. новость ComNews от 18 июля 2012 г.).
МТС считает, что узбекские регуляторы действуют необоснованно и нарушают права иностранного инвестора.
Власти продолжают проводить проверки в "Уздунробите", а также ведут расследование в отношении менеджеров оператора. Прокуратура и налоговые органы Узбекистана начали проверки весной этого года. По их итогам были выявлены "нецелевое использование денежных средств, расхищение имущества, а также противоправные схемы по обналичиванию средств и уклонению от налогообложения".
"МИД России отслеживает развитие ситуации вокруг дочернего предприятия ОАО "МТС" - ИП ООО "Уздунробита" - в Узбекистане", сообщается в комментарии департамента информации и печати МИД России, размещенном на сайте МИДа. "До узбекской стороны в официальном порядке доведена наша обеспокоенность тем, что врио гендиректора этой компании, российскому гражданину Р.М.Даутову, избрана, как представляется, весьма суровая мера пресечения - заключение под стражу", - сообщает пресс-служба МИДа.
"Посольство России в Узбекистане поддерживает постоянные контакты с узбекской стороной по данному вопросу. Консульским сотрудникам посольства предоставлен беспрепятственный доступ к Р.М.Даутову. По информации нашего посольства, морально-психологическое состояние задержанного удовлетворительное. Условия его содержания в изоляторе не унижают его достоинства. Жалоб, в том числе на состояние здоровья, у него не имеется. Отношение к нему со стороны администрации корректное. При проведении следственных действий к Р.М.Даутову приглашается адвокат", - говорится в сообщении МИДа.
"Уздунробита" - один из крупнейших сотовых операторов в Узбекистане. После приостановления работы компании нагрузка на других операторов существенно возросла.
В частности, приток абонентов в "Билайн" был настолько велик, что офисы оператора в Узбекистане перешли на круглосуточный режим работы. Сейчас офисы компании по всему Узбекистану продолжают работать в усиленном режиме, с 08.00 до 22.00, рассказал репортеру ComNews пресс-секретарь компании Ораз Абдуразаков, "поскольку очереди у залов продаж и обслуживания по-прежнему есть, хотя и не столь огромные, как неделю назад". Он добавил, что технические специалисты компании работают над оптимизацией сети в круглосуточном режиме.
"Нагрузка на наше оборудование возрастает, и особенно это заметно в сегменте 3G, - сообщил репортеру ComNews технический директор Unitel (бренд "Билайн") Денис Котляренко. - Наши специалисты работают над увеличением емкости базовых станций, а также над усилением коммутационного оборудования и транспортной сети". Денис Котляренко добавил, что компания также расширяет каналы связи с другими мобильными операторами и городскими телефонными станциями, а дополнительная емкость международного интернет-канала19 июля составила почти 15% и продолжает увеличиваться.
PR-менеджер оператора Coscom (принадлежит TeliaSonera AB) Даврон Азизов отметил, что у его компании тоже большой наплыв абонентов. "Точное количество я затрудняюсь назвать, так как число абонентов растет очень быстро", - сказал он, добавив, что каждые 10 минут компания обслуживает около тысячи абонентов. Технический персонал Coscom, по словам Даврона Азизова, также перешел на посменный режим работы 24 часа в сутки. "Мы уже увеличили внешний интернет-канал и на 50% увеличили общий трафик, в том числе голосовой", - отметил он.
По итогам 2011 г. долевое распределение абонентов мобильной связи в Узбекистане выглядит следующим образом: МТС - 40%, "ВымпелКом" - 24%, Coscom - 32%, прочие игроки рынка - 4%.
По оценкам аналитика ComNews Research Марины Коробковой, при ARPU, приблизительно равном $4 каждый месяц, компания, не предоставляя услуги, лишается выручки в размере $38 млн. При этом капитальные затраты (составившие в 2011 г. $145,7 млн) и часть операционных затрат у компании сохраняются, что не может не сказываться отрицательно на ее балансе. "Если говорить об альтернативных издержках, то на котировках акций ситуация пока не отразилась, но зависеть все будет от того, планирует ли правительство Узбекистана долгосрочную "проверку" или нет, - отметила Марина Коробкова. - При этом не стоит забывать и об упущенных возможностях (рынок сотовой связи Узбекистана показывает прирост абонентской базы), об оттоке абонентов и, как результат, о снижении их лояльности, на восстановление которой компании в будущем придется также потратить немало средств".
Марина Коробкова добавила, что в целом для рынка связи Узбекистана эта ситуация крайне неблагоприятна. "Запас прочности" сетей конкурентов не рассчитан на одномоментное подключение практически половины всей существующей абонентской базы, что неизменно приведет к дефициту ресурса и снижению качества услуг, - пояснила она. - Как результат, пострадают все абоненты, включая пользователей других операторов связи, и репутация всех игроков рынка".
"Более того, столь значительное решение в стратегической как для экономики, так и для общества отрасли негативно скажется на инвестиционной привлекательности Узбекистана в целом и может повысить политические риски инвестирования в развитие экономики страны", - подытожила аналитик.