© ComNews
21.02.2012

В мире появился уникальный виртуальный сотовый оператор (MVNO), который продвигает услуги сразу в трех странах – России, США и Великобритании: американская компания Amtel Corporation, действующая под торговой маркой Pond Mobile. Еще одна особенность нового игрока – дорогие тарифные планы, ориентированные на бизнесменов, которые перемещаются между различными странами.

У Pond Mobile – российские корни: среди учредителей этой компании – выходец из России Алекс Молозанов (исполнительный директор Pond Mobile), который долгое время контролировал несколько российских операторов стандарта CDMA-800, и Сергей Пороцкий – член совета директоров татарстанской группы ТАИФ (каждому из них принадлежит по 28% акций Amtel Corporation). Еще одним крупным акционером Pond Mobile является выходец из бывшего СССР, финансовый директор этой компании Фред Ходоров, ныне (как и Алекс Молозанов) живущий в Нью-Йорке: ему принадлежит 14% уставного капитала Amtel Corporation. Оставшиеся 30% Amtel Corporation распределены между несколькими американскими инвестиционными фондами и частными инвесторами пакетами менее 10%.

Pond Mobile начала предоставление услуг в декабре 2011 г. в США, а теперь появилась и в России. Базовыми операторами для нее являются американский Sprint Nextel (на сетях CDMA-800/1900, WiMAX и LTE-700) и Vodafone (в лице британского и нидерландского подразделений), а также российский "ВымпелКом" (бренд "Билайн"). При этом Алекс Молозанов отмечает, что в России компания не стала получать лицензию MVNO и работает с ОАО "ВымпелКом" по договору о совместном маркетинге. "По сути, мы выступаем для "ВымпелКома" как крупный корпоративный клиент, - пояснил Алекс Молозанов в беседе с репортером ComNews. - Можно сказать, что это квази-MVNO – мы работаем по тарифам, созданным специально для Pond Mobile с учетом специфики наших абонентов".

Константин Ефимов, руководитель департамента по привлечению ключевых клиентов "ВымпелКома", подтвердил репортеру ComNews, что "Билайн Бизнес" подписал с Pond Mobile стандартный корпоративный договор, предоставляя SIM-карты с разработанным под них тарифным планом, а не MVNO-соглашение. "Задачи заключить с Pond Mobile соглашение как с виртуальным оператором у нас нет, - говорит Константин Ефимов. - Полноценный виртуальный оператор получает собственную нумерацию, организует положения по присоединению, закупает у базового оператора трафик, формирует на его основе собственные тарифные планы и продает их от своего имени. На российском рынке таких полноценных MVNO-операторов нет".

Как и положено виртуальному оператору, Pond Mobile использует радиочастотный ресурс, номерную емкость и сетевое оборудование операторов-партнеров, а в своем активе имеет биллинг, бэк-офис и систему обслуживания абонентов, включая call-центр. Алекс Молозанов подчеркивает: "Pond Mobile предоставляет высококачественную услугу, без использования IP-телефонии – все звонки терминируются операторами-партнерами".

Первый межоператорский договор Pond Mobile заключил с Sprint Nextel. Любопытно, что еще в 2010 г., в ходе выставки CTIA Wireless в Лас-Вегасе, Sprint Nextel объявил, что в среднесрочной перспективе прекращает подключение новых MVNO к своей сети. Лючия Гасперини из департамента международных рынков Sprint Nextel (отвечающая за продажу голосовых услуг в Европе) сообщила репортеру ComNews, что сеть ее компании является базовой для 75 виртуальных операторов. "Мы сделали исключение для Pond Mobile, так как всегда готовы работать с MVNO, которые имеют сильный бизнес-план и хорошие каналы дистрибуции", - пояснила Лючия Гасперини.

Голосовые тарифные планы Pond Mobile рассчитаны, в основном, на американских бизнесменов, которые часто летают в Россию и Великобританию. Алекс Молозанов говорит, что в тарифах Pond Mobile четко просматривается лозунг и философия компании – Local Everywhere ("Везде как дома") и Just Go ("Путешествуй без забот"). "Наши абоненты чувствуют себя как дома во всех странах сети Pond Mobile – они получают местные номера в каждой стране, по которым им можно дозвониться, где бы они ни находились. Тарифные планы очень просты: звони из Москвы в Сочи, из Питера в Лондон или из Нью-Йорка в Волгоград, посылай SMS из Китая в Латвию – все включено в наш план America+Russia+World: $249 в месяц за 2500 минут, короткие сообщения и передачу данных в РФ и США, а также SMS и входящие звонки во всем мире". Продвижение тарифных планов ведется через Интернет, а также через розничные точки в США.

Из голосовых тарифных планов пока в коммерческом доступе у Pond Mobile есть лишь тарифы для двух стран – России и США. Алекс Молозанов сообщил ComNews, что биллинг услуги между США и Великобританией находится в тесте, и этот сервис будет коммерчески доступен в марте 2012 г. Запуск британского направления "оправдает" название компании, которое обыгрывает английское сленговое выражение Flying over the Pond ("перелет через пруд"), которым называют перелет между США и Британией через океан. Лючия Гасперини говорит: "Услуга с фиксированной ежемесячной платой, без роуминговых платежей и с одного устройства, – отличное рыночное предложение, и мы уверены, что оно привлечет часто путешествующих подписчиков".

Предметом особой гордости для Pond Mobile является тариф Pond Global Data для iPad и других планшетов и ПК, ориентированный на мобильную передачу данных: за $199 в месяц оператор предлагает 2 Гбайта мобильного Интернета более чем в 200 странах мира, за исключением США, Канады, Израиля, Кореи, Мексики и некоторых стран Карибского бассейна. "Стоимость передачи данных в роуминге так велика и расходы столь непредсказуемы, что в индустрии даже появился новый термин – Bill Shock ("шок от счета"). Почти у каждого путешественника есть такой плачевный опыт", - говорит Алекс Молозанов.

"Многие абоненты в РФ и в Европе успешно подавали в суд на операторов, получив счета на тысячи и даже десятки тысяч долларов. В Европе регуляторы были вынуждены принять меры против "шока от счета", которые заставляют операторов предупреждать абонентов о высокой стоимости услуги и позволяют пользователям устанавливать барьер на расходы на эту услугу. Большинство компаний запрещают работникам пользоваться услугой роуминга в деловых поездках, что сильно снижает их продуктивность – без доступа к электронной почте и выхода в Интернет работать невозможно. Тарифный план Pond Global Data дает возможность компаниям прогнозировать и резко сократить расходы, а работникам чувствовать себя "везде как дома". При зарплатах менеджеров в сотни тысяч рублей в месяц и высоких расходах на командировки, $199 в месяц за план Pond Mobile можно рассматривать как некий страховой полис на продуктивность работников или страховку от непредвиденных расходов", - рассуждает Алекс Молозанов. По его словам, тарифный план Pond Global Data продвигается в России, СНГ и Европе.

Алекс Молозанов подчеркивает, что на российской территории Pond Mobile будет продвигать исключительно тариф для передачи данных. "Мы видим в российских сотовых операторах скорее партнеров, которые могут предоставлять высококачественные услуги нашим абонентам, нежели конкурентов на местном рынке", - говорит исполнительный директор Pond Mobile. Дистрибьютором услуг Pond Mobile в Европе является швейцарская компания Jara Group SA., во главе с Гарри Змудзе.

"Идея инициатора создания Pond Mobile Алекса Молозанова интересна с точки зрения объединения абонентов России и США, с организацией для них единой безроуминговой зоны", - сказал Константин Ефимов, охарактеризовав проект как "коммерческо-идейный". Он подчеркнул, что "ВымпелКом" не рассматривает компанию Pond Mobile как конкурента, так как последний не продает услуг в РФ: "Они нацелены на американскую клиентскую базу, которая часто ездит в Россию". Константину Ефимову вторит Лючия Гасперини: "Sprint Nextel ценит оптовых партнеров и верит, что их успех – это наш успех".

В перспективе "ВымпелКом" может заинтересоваться возможностью продавать подключения к Pond Mobile российским пользователям, регулярно бывающим в США. Однако для этого российский оператор хочет убедиться в успешности и устойчивости Pond Mobile. Константин Ефимов полагает, что уже в середине 2012 г. можно будет сделать вывод о том, состоялся данный проект или нет.

Учитывая, что Pond Mobile является нишевым оператором с высоким ARPU, за первый год работы оператор планирует подключение 5 тыс. абонентов к голосовым продуктам и 3 тыс. подписчиков – к дата-продукту. По итогам второго года работы абонбаза компании должна вырасти до 20 тыс. пользователей, по итогам третьего года – до 45 тыс., а концу четвертого года – достичь 60 тыс. подписчиков. При ARPU на уровне $200 в месяц это означает, что через четыре года оборот Pond Mobile может приблизиться к $150 млн в год.

По данным Алекса Молозанова, объем начальных инвестиций в проект Pond Mobile превысил $4 млн. При этом он подчеркивает, что в проект также было вложено ноу-хау российских операторов CDMA-800, которыми Алекс Молозанов управлял через подконтрольную ему фирму Metrosvyaz Ltd. (среди этих компаний – петербургская "Петросвязь", "МетроТелКазань", "Народный Телефон Саратов" и "Нижегородский радиотелефон"). "Наш российский опыт в CDMA-800 сократил срок запуска проекта Pond Mobile как минимум на полгода, - сообщил Алекс Молозанов репортеру ComNews. – Мы даже привлекли в новый проект часть людей из наших российских компаний". При этом он напоминает, что все операторы CDMA-800 в России по решению Минкомсвязи лишились частот и вынужденно прекратили работу с 2011 г., несмотря на заключение Федеральной антимонопольной службы РФ о неправомерности этих действий.

Возврат инвестиций создатели Pond Mobile ожидают через три года, а все доходы в обозримом будущем намерены реинвестировать в расширение географии проекта. Для получения единой услуги между США и остальными странами мира, Pond Mobile предлагает абонентам линейку топ-моделей смартфонов и мобильных устройств, которые одновременно поддерживают стандарты GSM и CDMA. Алекс Молозанов указывает, что эта линейка включает модели Motorola Photon, HTC EVO Design 4G, а вскоре - несколько новых моделей Blackberry и iPhone 4S (однако последний должен быть специально прописан на CDMA-сети для MVNO, чего пока не позволяет делать Apple). "Pond Mobile создает впечатляющую экосистему сетей, которая обеспечит его целевой аудитории уникальное решение с единым телефоном в трех крупных частях мира - США, Европе и Российской Федерации", - говорит Лючия Гасперини из Sprint Nextel.