Интерфакс
22.07.2011

Абоненты, чьи права были нарушены из-за появления текстов СМС-сообщений в открытом доступе в Интернете, имеют право предъявить претензии непосредственно сотовому оператору и обратиться в суд, сообщает Роспотребнадзор.

На своем официальном сайте ведомство опубликовало разъяснения по поводу возможных последствий "в связи со случаями появления текстов сообщений абонентов услуг подвижной связи в открытом доступе".

В документе отмечается, что правила оказания услуг подвижной связи, утвержденные постановлением правительства РФ в 2005 году, императивно обязали оператора связи обеспечить соблюдение прав абонентов на тайну телефонных переговоров и сообщений, передаваемых по сетям подвижной связи (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами).

Ответственность оператора связи за нарушение данного требования возникает на основании соответствующих положений этих правил и договора об оказании услуг подвижной связи.

"В частности, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств в соответствии с договором оператор связи несет имущественную ответственность, в том числе возмещает по требованию абонента причиненные убытки, а также моральный вред", - отмечает Роспотребнадзор.

Кроме того, правовым основанием для предъявления требований о возмещении вреда потребителю в подобной ситуации является ряд положений закона "О защите прав потребителей" и Гражданского кодекса РФ.

"Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины на основании ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей", ст. 1099 - 1101 Гражданского кодекса РФ", - говорится в сообщении Роспотребнадзора.

Размер компенсации морального вреда определяется судом вне зависимости от размера возмещенного имущественного вреда и понесенных потребителем убытков, отмечает ведомство.

Жалобы и претензии абонента должны обязательно направляться в адрес оператора связи для разрешения в досудебном порядке, разъясняет Роспотребнадзор.

Претензии в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, вытекающих из договора, предъявляются в течение 6 месяцев с даты оказания услуги связи. Направленная в адрес оператора связи претензия рассматривается в срок, не превышающий 60 дней с даты ее регистрации. О результатах ее рассмотрения сообщается в письменной форме предъявившему ее абоненту.

"В случае признания оператором связи требований абонента обоснованными, они подлежат удовлетворению в 10-дневный срок с даты предъявления претензии", - подчеркивается в документе Роспотребнадзора.

При отклонении претензии полностью или частично либо неполучении ответа в установленные сроки абонент имеет право предъявить иск в суд.

"Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства; жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора. Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства", - говорится в сообщении.

В случае обращения потребителя в суд Роспотребнадзор или его территориальный орган могут быть привлечены судом к участию в деле, вступать в дело по своей инициативе или по просьбе других участников процесса, в том числе и самого потребителя.

В понедельник разразился скандал в связи с появлением в открытом доступе SMS-сообщений, оправленных с сайта сотового оператора "МегаФон", которые попали в кэш поисковой системы "Яндекс".

Пользователи поисковика, введя определенным образом сформированный запрос, могли узнать не только полные тексты сообщений, но также номера, с которых они были отправлены, и данные о банковских картах отправителей. По данным "Мегафона", в открытом доступе оказалось порядка 8 тысяч объектов, из них около 3 тысяч SMS, отправленных на 2,5 тысячи номеров пользователей сети.

Представители компании "Яндекс" настаивают, что причиной раскрытия в Интернете SMS-сообщений, отправленных абонентам "МегаФон" с сайта компании-оператора, стало возможно из-за отсутствия запрета индексации.

"Еще раз можем подтвердить, что страницы с SMS с сайта "МегаФона" были публично доступны как "Яндексу", так и другим поисковым системам (к заявлению прилагаются скриншоты "выдачи" поисковиков Bing и Google - ИФ). Такое могло произойти из-за возможной ошибки администраторов сайта оператора, которые по какой-то причине не запретили индексацию раздела отправки SMS в специальном файле robots.txt. Яндекс индексирует любую публично доступную информацию и только ее", - говорилось в заявлении пресс-службы компании "Яндекс", поступившем в "Интерфакс" в минувший вторник.

По словам представителей "Яндекса", файл robots.txt в разделе отправки SMS был установлен в раздел "Отправка SMS" сайта "МегаФона" лишь во второй половине дня в понедельник, после чего он был закрыт для индексации. "В максимально быстрые сроки все страницы этого раздела стали недоступны в результатах поиска "Яндекса", - подчеркивалось в сообщении пресс-службы.

В тот же день первый заместитель гендиректора по операционной деятельности "МегаФона" Валерий Ермаков сообщил журналистам, что специальный файл Robots.txt существует на сайте компании. "Файл Robots.txt существует. Его задача - отвечать за ограничение индексации. Этот файл работает со всеми поисковыми системами, однако остается вопрос: почему "Яндекс" позволил именно эту информацию, которую он забирал, публично разместить на своих поисковых серверах", - заявил В.Ермаков.

В связи с инцидентом глава СК РФ Александр Бастрыкин дал поручение провести доследственную проверку по факту утечки СМС-сообщений, отправленных с сайта "Мегафона". Союз потребителей России заявил, что может выступить с иском в защиту абонентов сотового оператора, чьи sms-сообщения были опубликованы в Интернете.

"Нет сомнений, это очевидное нарушение требований закона о защите прав потребителей", - сказал тогда "Интерфаксу" председатель союза Петр Шелищ.

По словам П.Шелища, основанием для иска может стать некачественное и ненадлежащее оказание услуг. "Основания для иска, безусловно, есть, поскольку была опубликована персональная информация. Это также противоречит договору между абонентом и компанией", - добавил председатель союза. Некоторые абоненты "МегаФона", которым были адресованны SMS-сообщения, попавшие в открытый доступ, не исключили судебных разбирательств с компанией-оператором.