ТАТЬЯНА ЗОЛОТОВА
© ComNews
26.04.2011

Шведский телекоммуникационный холдинг Tele2 AB начал предоставлять услуги связи в Казахстане под своим брендом, отказавшись от торговой марки Neo купленного в 2010 г. оператора связи "Мобайл Телеком Сервис". Подключать абонентов к сети Tele2 начала с запада Казахстана - Актюбинской области.

В Актюбинской области Казахстана сеть Tele2 охватила основные населенные пункты, включая город Актобе и окружающие поселки (Кандагач, Хромтау, Карабутак, Алга, Эмба, Бадамша и пр.). Председатель правления "Tele2 Казахстан" Андрей Смелков отмечает, что Актюбинская область была выбрана первой для запуска сети не случайно: "В этом регионе качество всегда было на хорошем уровне, но сейчас мы его значительно улучшили: обновили оборудование, построили значительное число дополнительных базовых станций, увеличили территорию покрытия и емкость сети".

В воскресенье, в день запуска сети под своим брендом в Актюбинской области, оператор заявил о намерении существенно снизить стоимость услуг сотовой связи в Казахстане. "Стоимость услуг сотовой связи в республике чрезвычайно завышена, об этом говорят все - от простых жителей до руководителей страны. Из-за этого люди практически не общаются по мобильному телефону по сравнению с жителями других стран СНГ. Основная причина также очевидна: отсутствие конкуренции, фактически дуополия двух операторов (ТОО "GSM Казахстан", бренды K’Cell и Activ, акционеры "Казахтелеком" и TeliaSonera, и "дочка" "ВымпелКома" - "Кар-Тел", бренд Beeline), а значит, отсутствие стимулов к снижению цен и дальнейшему развитию", - говорит Андрей Смелков.

"GSM Казахстан" и "Кар-Тел" действительно являются самыми крупными операторами в республике. При этом на рынке по-прежнему сохраняется высокий уровень конкуренции, - не соглашается со Смелковым менеджер по связям с общественностью "ВымпелКома" Елена Соловьева. - Рынок сотовой связи Казахстана активно развивается. Например, за последние пять лет стоимость сотовой связи сократилась в 2,5 раза. И, безусловно, эта тенденция продолжится. Также существенное снижение показала стоимость 1 Мб интернет-трафика. Кроме этого, компании активно внедряют услуги третьего поколения и готовы к внедрению LTE".

Пресс-служба "ВымпелКома" отмечает, что, говоря о стоимости услуг связи в республике, нельзя забывать об отличительной особенности Казахстана - низкой плотности населения. Поэтому обеспечение высокого уровня качества связи требует больших инвестиций. "Наша тарифная политика напрямую зависит от рыночной ситуации. Сейчас мы стремимся делать интересные сегментированные предложения, и мы продолжим работать в этом направлении", - дополняет Елена Соловьева. 

"Ранее "GSM Казахстан" уже сообщал о ряде шагов, направленных на снижение расходов абонентов на сотовую связь. В частности, компания отменила плату за соединение на всех тарифных планах в феврале, ввела посекундную тарификацию в марте, снизила стоимость мобильного Интернета до 35 раз в апреле этого года. В самое ближайшее время "GSM Казахстан" намерен снизить стоимость звонков внутри сети. При этом компания подтверждает свою готовность продолжить разработку новых ценовых предложений для того, чтобы сделать сотовую связь еще более доступной для жителей республики", - сказала репортеру ComNews директор по корпоративным коммуникациям "GSM Казахстан" Аида Досаева.

В ближайшие месяцы (II квартал 2011 г.) казахстанская Tele2 начнет работу в Алма-Ате, Астане, а также в Западно-Казахстанской области и регионах северо-востока страны (в Кокшетау, Талды-Кургане, Уральске, Усть-Каменогорске, Павлодаре, Караганде и некоторых других городах). В течение второй половины 2011 г. пройдут запуски в оставшихся регионах. Пресс-служба оператора сообщает, что к концу 2011 г. сеть Tele2 будет доступна не менее 70-75% населения республики, в течение 2011-2012 гг. компания намерена охватить связью 100% населения области. По данным казахстанского Агентства по статистике, на 1 марта этого года в стране проживало 16,437 млн человек. Совокупный объем запланированных капитальных затрат шведского холдинга в Казахстане на 2011 г. составляет $185-217 млн.

По бизнес-плану Tele2, в течение четырех лет после коммерческого перезапуска в республике оператор будет контролировать более 20% рынка, по истечении двух-трех лет после перезапуска отчитается о безубыточности по EBITDA. Согласно консолидированному финансовому отчету шведского холдинга за 2010 г., опубликованному в марте этого года, в 2011 г. EBITDA в Казахстане пока еще прогнозируется отрицательной - в размере 500 млн крон. Согласно бизнес-плану холдинга Tele2, совокупный объем капзатрат "Tele2 Казахстан" в течение 2010-2013 гг. составит 2,4-2,6 млрд шведских крон ($337-365 млн).

Tele2 AB приобрела мажоритарный пакет акций (51%) третьего GSM-оператора Казахстана "Мобайл Телеком Сервис" (бренд Neo) в декабре 2009 г. у национального оператора фиксированной связи "Казахтелеком" за 545 млн шведских крон ($77 млн). Tele2 также обязалась вложить 360 млн шведских крон ($50,6 млн) в уставной капитал "Мобайл Телеком Сервис" (см. новость ComNews от 15 декабря 2009 г.). В середине марта 2010 г. Tele2 AB закрыла сделку.

"Сразу после покупки шведской компанией Tele2 местного оператора, оказывающего услуги под брендом Neo, компания воздерживалась от комментариев относительно смены бренда. В результате анализа было принято решение о замене локального бренда Neo на единый европейский бренд Tele2", - сообщает пресс-служба Tele2. По словам ее представителей, бренд Neo, существовавший на рынке несколько лет, вызывал негативное восприятие качества.

На конец мая 2009 г. "Мобайл Телеком Сервис" присутствовал во всех регионах Казахстана и обслуживал около 920 тыс. абонентов. На конец 2010 г. у Tele2 под брендом Neo уже было 332 тыс. клиентов (согласно финансовым итогам 2010 г.), что на 25,3% больше, чем годом ранее. За этот же период абонентская база, к примеру, "Кар-Тела" составила 6,867 млн, увеличившись за год на 11,9%.