Tieto и "Ай-Теко" вернулись на круги своя
НАТАЛИЯ ВЕДЕНЕЕВА
© ComNews
11.04.2011
Финская корпорация Tieto, работающая на рынке интеграционных и консалтинговых услуг для телекоммуникационных компаний, отказалась от планов инвестирования в российское СП "ТрастИнфо", созданное на базе ЦОДа системного интегратора "Ай-Теко". До этого Tieto планировала приобрести у "Ай-Теко" всю компанию "ТрастИнфо".
Как ранее сообщал ComNews, осенью прошлого года Tieto и "Ай-Теко" запланировали создать совместное предприятие ЗАО "ТрастИнфо" на базе ЦОДа "Ай-Теко" - ООО "ТрастИнфо", которое с 2009 г. предоставляет услуги аутсорсинга отечественным и зарубежным корпорациям, работающим на российском рынке (см. новость ComNews от 8 сентября 2010 г.).
Планировалось, что к уже существующим аутсорсинговым услугам дата-центра "ТрастИнфо" Tieto добавит полный спектр инфраструктурных и облачных услуг. Совместное предприятие должно было стать частью облачной сети Tieto, включающей Петербург, Хельсинки, Стокгольм, Осло и Копенгаген. Начальные инвестиции в совместное предприятие только со стороны Tieto должны были составить около 20 млн евро. В ЦОДе в рамках нового проекта можно было бы разместить до 16 тыс. серверов. "Мы верим, что инвестиции в новый ЦОД дают нам отличную возможность занять ведущее положение на российском ИТ-рынке сервисных услуг", - говорил ранее председатель совета директоров "Tieto Россия и СНГ", глава Tieto International Пекка Вильякайнен.
В минувшую пятницу компании объявили, что проект СП не состоится. При этом уже было получено одобрение Федеральной антимонопольной службы, и "Ай-Теко" выполнила все необходимые процедуры по подготовке актива к продаже. Тем не менее 28 февраля 2011 г. срок соглашения о покупке истек, а Tieto так и не прислала российской стороне акт приема-передачи ЦОДа.
"Сделка не была закрыта, - подтвердила ComNews руководитель отдела маркетинга "Ай-Теко" Елена Петрова. - Очевидно, партнеры не рассчитали свои силы и возможности, в том числе финансовые".
В ноябре 2010 г. Пекка Вильякайнен покинул Tieto, и ответственным за российское направление в головном офисе компании был назначен датчанин Вим Хьюисман, исполнительный вице-президент по России, Германии, Центральной и Восточной Европе. "Пекка Вильякайнен был очень лоялен к России, у него русская жена, например, - рассказала Елена Петрова. - Со сменой менеджмента, видимо, сменились приоритеты компании, появились новые бизнес-задачи, желание развиваться в других направлениях и на новых рынках".
"В текущих рыночных условиях преимущества от создания совместного предприятия окажутся менее значительными, чем предполагалось первоначально", - прокомментировала в беседе с репортером ComNews позицию Tieto директор отдела маркетинга и коммуникаций "Tieto Россия и СНГ" Карина Глухарева. Она не пояснила, какие именно условия помешали осуществить задуманный проект. Тем не менее, как отметила Карина Глухарева, Россия остается стратегической страной для работы Tieto. В частности, Tieto как сервис-провайдер по-прежнему останется одним из крупных клиентов "ТрастИнфо", размещающим свои ресурсы на арендуемой площадке ЦОДа в Москве.
"Мы остались при своем, - комментирует возможные потери Елена Петрова, - и приобрели опыт по подготовке компании к продаже, так как актив уже был полностью готов к этому. Продавать другим компанию мы не собираемся, потому что поняли, что "такая корова нужна самому". Рынок ЦОДов - перспективное направление".
"Раньше развитие дата-центров было экстенсивным и сводилось к максимально быстрой стройке стандартных площадок с малой степенью внедрения инноваций, - отмечает технический директор группы компаний Hosting Community Павел Васильев. - Сейчас ситуация кардинально изменилась. Продолжать массовое строительство низкотехнологичных площадок уже просто нерентабельно. На рынке появляется все больше российских и иностранных инвесторов, готовых вкладывать средства в строительство современных высокотехнологичных площадок. Строительство таких площадок под силу либо серьезным инвесторам, либо крупным компаниям с многолетним опытом работы на рынке. На сегодняшний день рынок дата-центров - это рынок с высокой конкуренцией, значительной стоимостью начальных вложений и обязательным опытом работы".
"В настоящее время на рынке ЦОДов заметно оживление по сравнению с недавней кризисной ситуацией, - добавляет коммерческий директор ЗАО "Караван-Телеком" Александра Алексина. - По нашей оценке, рынок вырастет в 2011 г. на 15-20%. В отношении рынка IaaS также можно прогнозировать, что он будет расти в ближайшие годы. При этом необходимо учитывать, что российский рынок IaaS еще молодой по сравнению с западным и его рост главным образом будет происходить за счет веб-сегмента, - к 2013 г. он составит $83 млн в год. Компания Tieto ориентирована на предоставление услуг IT-аутсорсинга крупным игрокам, и вероятнее всего, компании Tieto и "Ай-Теко" переоценили структуру и размеры рынка. Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов проблему недоверия российских компаний к услугам аутсорсинга в целом".