МИХАИЛ БЕЛЯНИН, РБК DAILY
12.09.2008

В 2007 году российский рынок ИТ-услуг вырос на 47,2%, до 4,4 млрд долл., подсчитали аналитики IDC. Несмотря на высокие темпы роста, доля сервисного сегмента в общем объеме ИТ-рынка осталась на прежнем уровне - 20%. Участники рынка объясняют парадокс тем, что в прошлом году резко выросли продажи софта, затмившие прочие сегменты ИТ-рынка.

В 2007 году российский рынок ИТ-услуг рос вдвое быстрее, чем в предыдущем. Тогда, согласно первоначальным расчетам IDC, объем ИТ-услуг вырос на 43%. Однако позже IDC скорректировала методы подсчета, воспользовавшись методикой Лиги независимых экспертов в области ИТ (ЛИНЭКС). В результате аналитики пришли к выводу, что ИТ-компании завысили свои доходы от ИТ-услуг в полтора раза, а рынок вырос всего на 23,2%. В этом году IDC также использовала методику ЛИНЭКС, однако в смягченной форме. Если прежде аналитики рассчитывали наиболее вероятный показатель выручки от оказания ИТ-услуг для каждой компании, то теперь - максимально возможный показатель.

Рынок ИТ-услуг вырос почти в полтора раза не из-за упрощения методики подсчета, уверен ведущий аналитик IDC Александр Прохоров. "Основная причина в том, что заказчики стали активнее инвестировать в ИТ, - отметил он. - Это было связано с благоприятной экономической и политической обстановкой в стране, высокими ценами на нефть, запуском целого ряда крупных ИТ-проектов в госсекторе". В IDC пересмотрели свой прогноз: если раньше аналитики предполагали, что объем российского рынка ИТ-услуг достигнет 8 млрд долл. к 2011 году, то сейчас они ожидают, что это произойдет уже к концу 2009 года.

По мнению участников рынка, несмотря на внушительные темпы роста рынка ИТ-услуг, потребность в софте и оборудовании в России пока остается довольно высокой. Российские предприятия по-прежнему активно строят базовую ИТ-инфраструктуру, и поэтому потребность в софте и оборудовании по-прежнему велика, сообщил РБК daily старший вице-президент IBM по продажам и дистрибуции Фрэнк Керн. "А в дальнейшем спрос на ИТ-услуги будет увеличиваться по мере создания инфраструктуры и роста потребности компаний в новых сервисах и специализированных решениях", - добавил он. По данным аналитиков IDC, объем продаж софта в прошлом году в России вырос на 63%.

"Вполне вероятно, что из-за снижения цен на нефть показатели третьего квартала 2008 года окажутся менее впечатляющими, чем в 2007 году", - считает г-н Прохоров. Рынок ИТ-услуг чувствителен к конъюнктуре сырьевых рынков, однако замедление темпов роста не будет существенным, возражает директор по маркетингу "Компьюлинка" Ирина Семенова.

По прогнозу IDC, к концу 2009 года доля услуг в структуре ИТ-рынка превысит 26%. Сейчас этот показатель составляет 20%, причем он не изменился в течение последнего года, несмотря на бурный рост. "Сегмент ИТ-услуг растет быстро, но продажи софта, в частности ERP-систем, растут еще быстрее", - объяснил г-н Прохоров. В 2007 году все софтверные вендоры зафиксировали существенный всплеск продаж, подтвердил глава российского офиса Eset Андрей Албитов. В зависимости от типа ПО продажи разработчиков выросли на 50-300%. По его словам, это следствие ужесточения борьбы с пиратством, в частности "дела Поносова", обвиненного в использовании нелицензионного софта Microsoft. "Свою роль сыграло и то, что большинство вендоров не увеличили цены на софт, несмотря на инфляцию", - добавил г-н Албитов. В прошлом году на рынке появились сообщения, что с июня цены на ПО все-таки вырастут, напомнил руководитель департамента продаж Softline Александр Фирсов. "Поэтому многие пользователи решили не дожидаться повышения и приобрели необходимый софт", - пояснил он.

Заместитель гендиректора "Микротеста" Константин Анисимов сомневается в достоверности этих расчетов IDC. "Доля ИТ-услуг не могла остаться на прежнем уровне хотя бы потому, что выросли зарплаты специалистов и стоимость аренды офисов, а следовательно, и цена на ИТ-услуги", - полагает он.