РБК DAILY
27.06.2008

Вопреки современным популярным тенденциям, происходящим на российском ИТ-рынке, КРОК не собирается проявлять активности в сфере слияний и поглощений. Компания планирует развиваться органически, считая, что проще и дешевле развивать новые направления бизнеса с нуля. О своем видении российского ИТ-рынка, о планах компании по развитию и о том, как в системном интеграторе решают проблему с кадрами, в интервью корреспонденту РБК daily Ивану Серлину рассказал генеральный директор КРОК Борис Бобровников.

ИТ-компания КРОК основана в 1992 году. Работает на рынке системной интеграции России и стран СНГ. Занимается построением ИТ-инфраструктур, внедрением комлексных ИТ-систем, созданием центров хранения и обработки данных, установкой корпоративных систем телефонии и др. Объем выручки в 2007 году вырос на 43,3%, до 20,5 млрд руб., численность персонала превысила 1,5 тыс. человек. В рейтинге CNews100 КРОК занимает восьмую строчку.

- Российские ИТ-компании одна за другой заявляют о планах провести IPO. Как вы относитесь к этой моде? Не собираетесь вывести КРОК на биржу?

- Идущим на биржу я желаю удачи. Пока среди компаний, заявлявших о планах проведения IPO, серьезно продвинулась лишь одна - IBS, в прошлом году объединившаяся с "Борласом". IPO - не самоцель, а лишь инструмент для развития бизнеса. Не более того. Причем инструмент очень дорогостоящий. Каждая компания решает, нужен ей этот инструмент или нет. КРОК он сейчас не нужен. Впрочем, если потребуется, завтра или через десять лет, мы немедленно им воспользуемся.

- На ИТ-рынке полным ходом идет консолидация. Новости о новых слияниях и поглощениях поступают регулярно. КРОК участвует в этом процессе?

- Мы никого не покупаем и не планируем. Развиваться самостоятельно интереснее. Вероятно, владельцы компаний, участвующих в процессах M&A, видят в этом какую-то пользу. Я - не вижу. Мне не кажется, что поглощение - эффективный способ развития ИТ-компании. Хотя теоретически я и не исключаю такую возможность. Мировой опыт игнорировать нельзя, а там слияния и поглощения - обычное дело. Но пока мы решили этим не заниматься. Кроме того, как и IPO, поглощения - довольно дорогостоящий инструмент. Проще и дешевле создать новое направление бизнеса внутри компании, чем купить готовый бизнес.

- Но для органического развития нужен приток ИТ-специалистов, которые сегодня в страшном дефиците...

- А вы не задумывались, куда исчезают многие ИТ-специалисты, работающие в компаниях, проходящих через слияния и поглощения? На свободный рынок труда. Пока компании заняты организационными играми, профессионалы не заинтересованы пережидать "смутное время", останавливаться в развитии, покидают их стены. И нередко попадают в компанию КРОК. От чужих слияний мы только выигрываем. Случается, к нам переходят целые команды.

- Но ведь это не главный источник новых кадров?

- Один из источников. Создавая новые направления бизнеса, мы либо занимаемся переквалификацией собственных сотрудников (точнее, поддерживаем интерес людей к наращиванию компетенции, развитию новых направлений), либо привлекаем людей с рынка. Но упор мы все же делаем на воспитание кадров внутри компании. Для этого у нас существует множество образовательных программ.

- А с вузами сотрудничаете?

- С вузами мы целенаправленно не работаем. Придерживаемся принципа - нанимать людей независимо от того, где они учатся. Идеально, если кандидат имеет хотя бы небольшой опыт работы и закончил профильный вуз, желательно с отличием.

- Но охота за дефицитными кадрами - далеко не главное, что подталкивает ИТ-компании к объединению. Часто говорят, что для обслуживания крупных заказчиков требуются крупные ИТ-компании.

- Это предрассудок. Задач, которые невозможно решить силами одной небольшой либо средних размеров ИТ-компании, очень мало, меньше 5%. Более масштабные задачи, конечно, встречаются, но очень редко. Для их решения необходима консолидация усилий нескольких крупных ИТ-компаний на рынке. Но это еще не причина для создания монстрических искусственных образований, несущих в себе множество рисков. Консолидировать нужно усилия, а не компании. Подобная кооперация - более дешевый и эффективный способ, чем слияние.

- Изменились ли за последние годы потребности заказчиков?

- Заказчиков все больше интересует не ИТ ради ИТ, а ИТ ради достижения бизнес-задач. Соответственно и проекты становятся все более ориентированными на бизнес. Все чаще заказчиками выступают не айтишники, а бизнес-подразделения заказчика. Для них важно получить необходимое ИТ-решение в кратчайшие сроки. Любопытно, что цена уже перестала быть решающим фактором при выборе подрядчика. Да и разброс цен на российском рынке системной интеграции уже невелик.

- ИТ-бюджеты российских предприятий растут. Не приводит ли это к тому, что ИТ-департаменты чаще берут на себя задачи, традиционно решаемые системными интеграторами?

- Я наблюдаю обратную тенденцию. Предприятий, желающих все делать самостоятельно, становится все меньше. Когда предприятие взваливает на себя интеграторские функции, ИТ-проект, чаще всего, обречен на провал. Как правило, ИТ-специалисты заказчика по уровню своей компетенции не в состоянии конкурировать с профессионалами из ИТ-компании. У них совершенно другая задача - поддерживать пользователя, выступать интерфейсом между подразделениями и сторонней компанией. А не играть в интеграцию.

- Как отмечают аналитики, в структуре российского ИТ-рынка растет доля сервисного сегмента. Вы ощущаете на себе эту тенденцию?

- Существует общемировой тренд: стоимость ИТ-услуг растет быстрее, чем стоимость оборудования. И Россия здесь не стала исключением, хотя и идет с некоторым отставанием. Из этого, впрочем, не следует делать вывод, что на закупки техники отечественные предприятия стали тратить меньше. Пропорция действительно изменяется в сторону услуг, но в абсолютном выражении заказчики стали больше инвестировать как в услуги, так и в "железо". Иначе и быть не может, ведь ИТ-отрасль сродни рынку медицинских услуг, спрос на которые растет всегда. КРОК также стремится оказывать больше услуг, но и от поставок оборудования мы не отказываемся. Сейчас мы растем быстрее рынка - на 40-50% в год. Но для нас рост - не сверхзадача. На первом месте всегда рентабельность, эффективность бизнеса. Объем выручки всегда вторичен.