ЮРИЙ БОРИСОВСКИЙ, ADWORKER.RU, РБК DAILY
26.06.2008

Американские корпорации теряют репутационную устойчивость, говорится в очередном отчете консалтинговой компании Harris Interactive. Лишь немногие компании преодолели этот тренд, продолжая строить сильный бренд в тяжелые для американской экономики времена. Возглавляет список лидеров Google, причем позиции интернет-гиганта неоспоримы и на российском рынке.

71% жителей США считает репутацию американских корпораций плохой. Причем имидж компаний падает гораздо быстрее курса акций. Таковы результаты девятого ежегодного исследования Harris Interactive, в ходе которого было опрошено более 30 тыс. человек. Компанией с лучшей репутацией стал Google. Лидер прошлогоднего исследования Microsoft опустилась на десятую строчку.

В пятерку самых нелюбимых компаний Америки вошли оператор кабельного телевидения Comcast Corporation, нефтяные ExxonMobil, Halliburton Company и Citgo и авиакомпания Northwest Airlines.

Компании оценивались по 20 показателям в шести категориях: "Эмоциональное воздействие", "Качество продуктов и услуг", "Социальная ответственность", "Миссия, лидерство", "Рабочая обстановка" и "Финансовые показатели". По сравнению с 2006 годом репутация компаний, работающих в таких секторах, как авиаперевозки, потребительские товары, страхование, инвестиции, фармацевтика и ритейл, пострадала больше всего. Лучшее отношение потребителей к себе снискали компании, работающие в сфере высоких технологий и туризма. Худшие показатели у табачной индустрии.

Вице-президент Harris Interactive Роберт Фронк видит причину победы Google, оставившего позади не только Microsoft, но и победителя семи предыдущих рейтингов компанию Johnson & Johnson, в первую очередь в правильном отношении к сотрудникам. "Для того чтобы вести вперед процветающую компанию, сейчас необходимы не только выдающиеся финансовые результаты, но и то, как вы относитесь к своим сотрудникам, - считает г-н Фронк. - Показательно, что тот же Google не входит в пятерку самых "экологичных" фирм, однако в таких категориях, как "Социальная ответственность" и "Рабочая обстановка", он на первых местах".

С этим согласны и российские специалисты в области корпоративной репутации. "Говоря об имидже компании, не нужно забывать, что в ней работают люди, которые сами и строят эту репутацию, - говорит Мария Ерохова, исполнительный директор коммуникационного агентства Presidium Communications, в деятельности которого большое место занимают отношения с инвесторами. - На российском рынке есть множество примеров, когда акции эмитента, который не очень успешно выглядел согласно вышедшей финансовой отчетности, резко росли в цене только потому, что рынку стало известно о назначении на должность нового топ-менеджера, зарекомендовавшего себя в качестве сильного управленца. И наоборот, со сменой руководства доверие к компании и инвестиционная привлекательность резко падают. Если бы рейтинг проводился в России, я бы отдала первое место РАО "ЕЭС России", особенно в свете последних событий".

"Для формирования положительной репутации наши эксперты советуют клиентам обращать особое внимание на такие факторы, как качество продукта и обслуживания, профессионализм сотрудников, - говорит эксперт Magram Market Research Антон Простяков. - В последнее время компании уделяют все больше внимания корпоративной социальной ответственности. Помимо финансовых показателей среди прочих нематериальных активов для инвесторов на сегодняшний день важны такие показатели, как оценка компании в СМИ, отношение к ней лидеров общественного мнения и государ-ственных структур".