МАКСИМ Ъ-КУТИК, ЕКАТЕРИНА Ъ-ГЛЕБОВА, Коммерсантъ-Украина
07.08.2007

Вслед за "Киевстаром" и "Велтон.Телекомом" развивать услуги мобильного доступа в интернет по технологии Wi-Fi в регионах намерен и крупнейший оператор фиксированной связи - "Укртелеком". Компания, протестировавшая услугу в Киеве, собирается обеспечивать Wi-Fi региональные филиалы своих крупных клиентов. Сейчас в крупных региональных центрах уже представлены почти все крупные операторы, однако эксперты считают, что доход Wi-Fi начнет приносить не скоро.

Wi-Fi (Wireless Fidelity - "беспроводная надежность") - технология беспроводной передачи данных со скоростью до 2,4 Мбит/сек. Применяется там, где развертывание кабельной системы невозможно или экономически нецелесообразно. Технология позволяет пользователям перемещаться между точками доступа по территории покрытия сети Wi-Fi без разрыва соединения. Мобильные устройства (КПК, смартфоны и ноутбуки), оснащенные клиентскими Wi-Fi-приемопередающими устройствами, могут подключаться к локальной сети и получать доступ в интернет через так называемые точки доступа - hot-spots.

На своем последнем заседании 2 августа Национальная комиссия регулирования связи (НКРС) выдала "Укртелекому" лицензии на использование радиочастотного ресурса для развития беспроводного доступа в интернет в пяти регионах: Полтавской, Николаевской, Сумской, Херсонской, Хмельницкой, Кировоградской, Ровенской, Черниговской областях. Начать осваивать выделенный радиоресурс компания должна в феврале 2008 года и окончательно освоить до апреля 2009 года.

До сих пор "Укртелеком" предоставлял услуги Wi-Fi только в Киевской области. Заместитель председателя правления по вопросам маркетинга "Укртелекома" Игорь Сиротенко рассказал, что на данный момент услуга предоставляется более чем в 40 точках Киева. "В Киеве проект показал себя как очень успешный, и мы уверены в успехе проекта и в регионах",- отметил он. По его словам, доходы от услуг доступа в интернет через Wi-Fi на сегодня составляют менее 1% от общего объема доходов компании. Господин Сиротенко поясняет, что распространение услуг широкополосного интернета в регионах является дополнением к его основной деятельности - голосовым услугам и услугам проводного доступа в интернет. "У многих наших крупных клиентов есть филиалы в областных центрах. Всюду есть бизнес, и многие пользователи хотят получить доступ к интернету",- говорит господин Сиротенко.

По данным исследовательской компании Forrester Research, 76% пользователей Wi-Fi подключаются к глобальной сети из дома, 26% - с работы и всего 5% - из общественных мест, оснащенных точками доступа, сообщает MuniWireless.

Ранее о планах предоставления услуг Wi-Fi в регионах заявляли только частные операторы. Национальные лицензии получили крупнейший оператор мобильной связи "Киевстар" и CDMA-оператор "Велтон.Телеком". В этих компаниях говорят, что спрос на эту услугу будет возрастать в связи с увеличением популярности широкополосного доступа к сети интернет и ростом продаж мобильных компьютеров и смартфонов, оснащенных модулем Wi-Fi. Участники рынка отмечают, что главным преимуществом услуги Wi-Fi перед проводными технологиями является то, что пользователям не требуется заключать никаких договоров - Wi-Fi предоставляется как предоплаченный сервис, и достаточно купить карточку или оплатить услугу при помощи перевода средств со счета мобильного телефона.

По данным агентства Gartner, количество Wi-Fi-зон в мире в 2007 году составит порядка 167 тыс. Впрочем, участники рынка и эксперты считают, что Wi-Fi не приносит существенных доходов. Аналитик компании Netton CG Роман Химич оценивает рынок широкополосного доступа в интернет по технологии Wi-Fi менее чем в $1 млн. "Я не знаю прецедентов, когда на этом кто-либо зарабатывал",- утверждает он. По словам господина Химича, сейчас развитие сетей Wi-Fi трактуется как работа на перспективу. "Мы не считаем этот сегмент слишком привлекательным, и поэтому для нас гораздо более выгодная модель - продажа кодов доступа в уже построенную другим провайдером сеть Wi-Fi. При этом сами сеть мы не строим, а значит, и не несем никаких затрат",- говорит директор по маркетингу компании "Украинские радиосистемы" (ТМ Beeline) Антон Володькин.